"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Цыплят по осени считают

Автор 

Симпатичный желтый цыпленок стал символом «Балапана», самого молодого республиканского телеканала, который вступил этой осенью в свой второй сезон.

"Балапан» - это первый опыт создания в Казахстане специализированного детского телевещания. Заслуживает признания и всяческого уважения тот факт, что он появился в результате волевого решения властей, осознающих огромную важность развития этого направления СМИ. Он возник словно по мановению волшебной палочки, поскольку сколько-нибудь развитых традиций детского телевидения в стране не было. – Для того, чтобы пересчитать детские программы всех наших ведущих телеканалов, хватало пальцев одной руки. 

Правда, проблема значительно облегчалась тем, что можно было использовать внушительный пакет международной телепродукции, обращенной к детской аудитории. По этому пути и пошли.  Основной контент телеканала составили безупречно дублированные на казахский язык мультсериалы и художественные фильмы. За нашими оставались создание «одежки», дизайна канала, и постепенное формирование и наращивание блока программ собственного производства. (На сегодня их – порядка десяти.) При таких стартовых условиях «Балапан» стал довольно успешно выполнять поставленные перед ним задачи. - Зазвучала казахская речь.  Появились благоприятные возможности для становления целой культурной  инфраструктуры, ориентированной на подрастающее поколение. Она включает и создание детских продюсерских центров, и развитие анимации,  дает хороший толчок для расцвета жанра детских  песен. Не стоит недооценивать огромный социальный эффект самого наличия отечественного детского канала, стимулирующего у детей творческие способности. Тем более, если учитывать особенности казахской ментальности, которые, как хотелось бы думать, передались новым поколения. -  Любовь к музыке, стремление к эстетической самореализации. (Ведь не так давно, по наблюдениям этнографов, «вся казахская степь пела», большинство могло играть на народных музыкальных инструментах, многие знали наизусть поэтические строки героических сказаний и ценили красоту слова.) Для детей, проживающих в Алматы, есть возможность непосредственного участия в той или иной программе, или хотя бы в кастинге, что станет для них в дальнейшем ярким воспоминанием детства. 

Таковы несомненные достоинства «Балапана», которые искренне радуют и вселяют оптимизм. Вместе с тем, детский канал унаследовал и ряд не самых лучших особенностей республиканского эфира.

Все уже признали, что в Казахстане не могут пока играть в футбол на уровне европейских команд. Пожалуй, стоит смириться и с тем, что казахское ТВ не в состоянии сегодня презентовать хорошую телевизионную картинку. – Мне как-то довелось присутствовать при записи нескольких передач одной из программ телеканала «Балапан». Было одно удовольствие наблюдать за ведущими. Они работали талантливо и профессионально, прекрасно общались с детьми. Казалось, успех программы обеспечен. Но впоследствии на ТВ экране предстало довольно посредственное  зрелище, поскольку операторы, как оказалось,  работали в режиме протокольного видеонаблюдения,  не выказывая ни малейшего интереса к происходящему; не предполагая, что их работа, вкупе с режиссерской, впоследствии должна сконструировать привлекательную телевизионную реальность.  Артистизм и обаяние ведущих в такой ситуации спасти положение были не в силах, поскольку  телевизионный продукт создается  не только ими.  - Без хорошего режиссера, оператора трудно на что-либо рассчитывать.

Другим общим для казахстанских телеканалов проблемным звеном является культура студийного оформления, что проявилось и  в «Балапане».  Понятно, что детский канал должен быть ярким и привлекательным. Хотя не стоит думать, что мажорное ощущение можно создавать одним только безудержным, буйным многоцветием, которое часто оборачивается безвкусной, вызывающей рябь в глазах  аляповатостью… 

Еще одна телевизионная тенденция последних лет, результаты которой не всегда можно оценить однозначно,  - это стремление  редакторов самим вести свои программы.   Сравнивая разные передачи телеканала «Балапан», склоняешься к мысли, что более выигрышно смотрятся те из них, в которых участвуют профессиональные актеры (например, «Айжұлдыз» с Кунсулу Тургунбеккызы). Все же нельзя сбрасывать со счетов актерский профессионализм, обладающий способностью оживлять эфир, расцвечивать его самыми разнообразными эмоциями, интонациями. На этом фоне прочие программы рискуют  походить  на трансляции показательных уроков, проводимых в детском саду.  

Наконец, «Балапан» обнажил печальное состояние казахской мультипликации. Единственный отечественный мультипликационный фильм, демонстрируемый здесь – это «Сказки об Алдаре Косе» студии «Asia animation», блестящая работа Артура Крауса и К, а также актера Бекжана Турыса. Но – лиха беда начало. Телеканал работает, а это значит, что  будет потребность в развитии местного контента. 

Подытоживая этот краткий обзор,  вновь сошлюсь на ситуацию, которой была случайным свидетелем.  Проводившая кастинг режиссер телеканала «Балапан» настоятельно просила участников быть естественными перед объективом камеры, избавиться от жеманности, не тянуть слова. Она так точно воспроизводила эту странную, утрированную, кукольную манеру говорить, утвердившуюся в последние годы в казахских детских программах, что дети смеялись и, кажется, только теперь начинали понимать, что от них требуется. 

Мне этот пример показался обнадеживающим. Нужно только время, чтобы наш детский телеканал обрел черты строгой концептуальной выстроенности…

Сегодня же приходится сожалеть, что смотреть «Балапан» можно только в пакете операторов кабельного телевидения. На самом деле, это очень нужный и важный телеканал, польза которого для детей очевидна. 

Опубликовано (с сокращениями) в журнале "№1 Mag", №9(17), 2011

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

817557
Сегодня
Вся статистика
917
817557

Счетчик joomla
| Joomla