"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Культурные люфты Казахстана

Автор 

Программные стратегии, озвучиваемые в Посланиях президента республики Казахстан, четко формулируют цели, поставленные перед нашим государством в различных сферах социально-экономической жизни. Важные положения этих материалов касаются и вопросов развития культуры в нашей стране. 

Так, в важнейшем документе «Казахстан – 2050», озвученном год назад, было выдвинуто положение о том, что культура является кодом  нации, которая определяет успешность ее развития. В частности, было сказано: «Мы не должны забывать, что адекватный ответ вызовам времени мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода:  языка, духовности, традиций,  ценностей». Примечательно, что в этом послании также была особо отмечена роль интеллигенции в формировании и продвижении государственной идеологии. 

Вместе с тем, в ряде выступлений главы государства имеет место констатация существующих проблем в ходе реализации культурных программ. Так, в послании  «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» говорилось о таком (столь же показательном, сколь и настораживающем)  факте, что  «уровень посещаемости учреждений культуры отстает от динамики развития этой сферы». Наряду с этим отмечалось, что «доля отечественной культурной продукции (кино, книги, театральные постановки, телепрограммы) социальной направленности, посвященной человеку труда, профессионалу своего дела остается недостаточной». 

Таким образом,  признается, что в отечественной культуре существуют некие «зазоры», которые не позволяют в полной мере реализовать задачи социо-культурного и экономического развития страны. Попытаемся в первом приближении, тезисно,  определить их природу и содержание. 

Представляется, что главным тормозом для проведения обозначенной в стратегических документах культурной политики, взаимодействующей с социумом, является отсутствие необходимой и грамотно выстроенной культурной инфраструктуры. А она формируется не только, скажем,  из театральных коллективов и библиотечных собраний,  а является более обширным системным образованием, включающим широкий круг  самых разнообразных творческих и гуманитарных профессий и институтов. 

Между тем, то, что современные отечественные гуманитарные институты переживают состояние кризиса, видно хотя бы по тому, какими темпами и с какой результативностью на практике идет внедрение государственного языка во все сферы общественной жизни. 

В Казахстане, в целом, наследовали советскую модель культурной политики. Но следует также иметь в виду, что и советских 70 лет оказалось недостаточно, чтобы сформировать устойчивые традиции в ряде необходимых для функционирования культуры профессий. Например, в сфере теории культуры и критики, которые в новых условиях могли бы, в одних случаях, способствовать осознанию уникальности национальной культуры; в других – составить основу грамотного и востребованного арт-менеджмента.  Таким образом, некоторые из культурных институтов независимого Казахстана до сих пор находятся на «незрелой» стадии  своего развития, что также негативно отражается на рейтинге отечественного искусства и культуры в стране и за рубежом; проявляется в отсутствии системного подхода к культурным процессам в целом.  

Последствия отмеченной тенденции обнаруживаются в текстах ряда государственных документов, касающихся социо-культурной сферы.  Наиболее показательный пример  –  презентация Государственной программы развития языков, в  которой нет упоминания об отечественной литературе, в то время как языковые процессы теснейшим образом связаны с ней. 

Порой складывается впечатление, что стратегическое планирование в области культуры не воспринимается как сфера, где требуются такие же профессиональные компетенции, как, к примеру, в экономике. Так, общеизвестно, что забота о развитии национальной культуры не может  ограничиваться только сохранением и музеификацией  ее традиционных форм. Национальная культура – это, в равной мере, достояние дня сегодняшнего, то, что составляет неотъемлемую часть жизни наших современников. Национальные культурные традиции могут быть жизнеспособными и актуальными, а также «работать» на государственные нужды,  только в том случае, если они рассматриваются в широкой перспективе: прошлое – настоящее – будущее. Причем, чем большее внимание будет уделено фактору «будущего», тем они (национальные ценности) будут более стабильными и защищенными.  

Важной частью развития национальной культуры является освоение мирового опыта. Следует признать, что пока это не столь распространенная практика, если не считать попыток создания обучающих методик казахскому языку, следуя зарубежным образцам, и стремления воссоздать жанровое разнообразие голливудского кино в отечественной киноиндустрии. При этом следует помнить, что успешность внедрения мирового опыта зависит в значительной мере от степени самосознания культуры. В условиях устоявшейся привычки копировать чьи-то примеры, существует опасность упустить, не заметить, предать забвению собственные оригинальные и перспективные культурные явления и тренды. А они, быть может, при внимании и рачительном подходе к себе, как раз и могли бы стать оригинальным казахстанским «брендом», примером для подражания в других странах. 

Приведу пример. В документе «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» прозвучал тезис о необходимости социальной и культурной самоорганизации граждан. В материалах СМИ, которые впоследствии развивали этот тезис, в основном фигурировали примеры из практики европейских городов: от проведения шахматных турниров до строительства музеев современного искусства. Ни в какой мере не отрицая важности предлагаемых мер, все же стоит заметить, что они не столь тесно связаны с актуальным местным контекстом. – Для реалий и потребностей современного Казахстана гораздо более продуктивными были бы поиски самобытных национальных прецедентов – будь то создание в стране широкой сети объединений по пропаганде казахского героического эпоса или национальных видов спорта. 

Вообще,  внимание к собственному культурно-историческому контексту могло бы сослужить хорошую службу в реализации важнейших социальных задач. Дорога к Обществу Всеобщего Труда лежит через воспитание привычки трудиться. Думается, это как раз тот необходимый компонент, который до сих пор упускался при презентации государственных языковых программ. 

Важным элементом реализации государственных культурных стратегий является исполнительская дисциплина – неукоснительная необходимость для чиновников исполнять возложенные на них обязанности. К сожалению, на практике порой встречаются другие примеры. Если основываться, в частности,  на проведенном на сайте kieli7su.kz мониторинге визуальной информации в Алматы, то следует сделать вывод о том, что широкая распространенность безграмотных надписей в городе является следствием  низкого уровня исполнительской дисциплины в соответствующих административных органах. 

Таковы некоторые из культурных люфтов, которые пока не позволяют содействовать воплощению в жизнь благородных и амбициозных задачи, поставленных перед нашей страной. 

Государство сегодня повернулось лицом к культуре, осознавая ее место в жизни социума. В важнейших государственных стратегических документах особо подчеркивается созидательная роль культуры в формировании казахстанского патриотизма, сплочении общества, формировании новой идеологии. Важно не упустить этот шанс. Важно понимать, что культура – это рукотворное явление, создаваемое умами и талантами множества профессионалов. Актуальные задачи для казахстанского культурного контекста сегодня –это создание теории отечественной культуры, тщательный анализ ближайшего опыта советской истории, культурная и историческая самоидентифация в современных условиях. 

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

761469
Сегодня
Вся статистика
303
761469

Счетчик joomla
| Joomla