"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Беспризорная культура 2

Автор 

Берусь утверждать, что процессы, которые принято относить к культурным и имевшие здесь  место за годы независимости, представляют собой лишь последствия некого инерционного развития, которое досталось нам в наследство от предыдущего исторического периода. Современная казахстанская культура – это некий «посттравматический» вариант  советской культуры, лишившийся ее идеологической составляющей, а потому представляющий собой крайне аморфное и почти бесполезное образование. 

Не ностальгирую по совку - лишь констатирую то, что казахская культура недавнего прошлого была частью отлаженной системы, способной ставить перед собой конкретные цели и достигать их. К искусству и культуре в СССР относились очень серьезно. 

Использовать этот опыт нам не удалось. - Поскольку Казахстан был лишь объектом советского культурного эксперимента, то здесь привыкли во всем полагаться на центр и не особо утруждали себя вопросом: «Как это работает?» 

В наследство от советской империи мы получили театры, кинематограф, телевидение, Союз писателей, другие творческие союзы, и многие чиновники отнеслись к этому как к непозволительной роскоши, отягчающей государственный бюджет.

В годы активного перераспределения собственности деятелям культуры также было предложено воспользоваться возможностями нового времени и стать финансово обеспеченными засчет собственных талантов и умений. Правда, минимальные (или около того) дотации в ряде сфер сохранялись, часто сопровождаясь разговорами о том, что за рубежами страны  гораздо более предприимчивые представители творческих профессий давно уже научились зарабатывать себе на хлеб с маслом и живут припеваючи, не отвлекая государственных мужей от более важных задач. 

Представление о  новой культуре, свободной от советского идеологического пресса, равно как и поддержки, также порой «работало» на отторжение культуры от пула государственных приоритетов.         

В нашей стране были времена, когда  культура даже не удостаивалась того, чтобы быть хотя бы формально упомянутой в важнейших идеологических документах, определяющих стратегию развития государства.  Так, в первой редакции государственной программы «Казахстан – 2030» раздела о культуре не было вовсе. (Больше повезло физической культуре и спорту.)

Таким образом, казахстанская культура оказалась в крайне незавидном положении. - Культурная политика была заменена на различные культурные акции, все более  отдаляя от понимания места культуры в жизни современного общества. 

Какими бы ни были эти акции, незначительными или крупными (как, например, реализация мега-проекта «Культурное наследие»), - все они либо оказывались не особо эффективными, либо не достигали  всех своих намеченных благородных целей по одной причине. – В НЕЗАВИСИМОМ КАЗАХСТАНЕ НИКТО НЕ ОТНОСИЛСЯ К КУЛЬТУРЕ КАК К СПЕЦИФИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЮЩЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОСОБОГО, «УЗКОСПЕЦИАЛЬНОГО», ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА. 

И время шло, подтверждая то, что обмануть или обойти общие законы нельзя: проваливались затратные исторические кочевнические кино-саги; не особо радуют результаты проводимой в стране  языковой политики. Что пишут наши современные писатели, драматурги, поэты, нам чаще всего не ведомо… 

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

790670
Сегодня
Вся статистика
130
790670

Счетчик joomla
| Joomla