"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Беспризорная культура 3

Автор 

Почему мы живем  в тех условиях, что имеем, конечно же, ни тайны, ни загадки не представляют. Все происходит на наших глазах, мы современники и участники текущих процессов и используем риторические вопросы «как такое могло произойти у нас?», конечно же, только для украшения своих текстов, на самом деле зная все прозаические ответы на них (или, на худой конец, варианты ответов). 

Когда я уже начала писать этот материал, мне попалась статья в российском издании http://kinoart.ru/ru/editor/est-li-v-rossii-kulturnaya-politika, тезисы которой показались очень актуальными. Автор, в частности, пишет о том, что в современной России культура трактуется  как развлечение (а порой, в регионах и провинциях, и вовсе подменяется спортом). Эти наблюдения столь адекватно описывают и казахстанские реалии, что остается только подивиться и развести руками. Получается - при всем различии постсоветского культурного развития, и в России, и в Казахстане,  обнаруживается сходство основных векторов новой культурной политики…

И все же, принимая во внимание фактор национальной специфики, необходимо подчеркнуть, что на этот раз к общему результату наши страны пришли разными путями. 

Итак, рассмотрим, каким образом советская культура Казахстана преобразилась в культуру Казахстана типа entertainment.

1.Вступление страны в эпоху первоначального накопления капитала и приоритет задач экономического развития привели к тому, что культура стала рассматриваться как некий декоративный и «протокольный» элемент общества, необходимый для проведения праздничных концертов, оформления  в национальном стиле интерьеров государственных учреждений и поддержки курса государства в лице заслуженных представителей старой советской элиты.

2.Возможно, признание заслуг старой советской культурной элиты проявилось в том, что некоторая (небольшая) часть высокопоставленных чиновников рекрутировалась из числа детей представителей творческой интеллигенции. Утверждать сто процентную объективность выдвигаемого  положения нельзя, поскольку вполне может статься, что в данном случае гораздо большее влияние имели факторы «национального менеджмента» (о котором – в следующем пункте). Наконец, нельзя совсем исключать и тот факт, что наследники известных фамилий могли оказаться профессионалами в различных, далеких от культуры сферах. В контексте же нашего анализа эти факты привлекаются лишь для того, чтобы обозначить следующую тенденцию. – Старая советская культурная элита эффективно инкорпорировалась в новую чиновничье-бюрократическую систему  путем отказа от претензии формирования наследственной культурной элиты.         

3.Крайне негативное влияние на развитие отечественной культуры имели особенности «национального менеджмента», основанные на  поддержке земляческих и приятельских связей. Губительность такой системы для культуры состоит в том, что у руля ее управления на разных уровнях могут оказаться  некомпетентные, случайные люди.

4.Условия «национального менеджмента» были благоприятны для формирования новой культурной элиты, качество которой оценивалось отнюдь не по профессиональным навыкам. Все это привело, в конечном итоге, к тому, что государственное руководство культурой стало пониматься как освоение бюджетных средств, а также -  к окончательной девальвации специфики культуры,  понимания ее роли в жизни общества. 

5. Складывается впечатление, что отечественное Министерство культуры воспринимает  творческую интеллигенцию как сообщество статистов, готовых выполнить инициированные им задачи в рамках наиболее дешевой тендерной заявки; а общество – как другую группу статистов, готовую из патриотических соображений принять любую халтуру.  Хотя, на самом деле, появление таких культурных прецедентов (часто низкого качества) есть показатель одной лишь результативности приобретенных навыков взаимодействия с МК.  (Не так давно в социальных сетях обсуждались фото скульптур лошадей с лишними суставами, «пасущихся» у здания новой оперы в Астане ))).)

6.Поскольку никто уже не помнит, что культура – это процесс, то основным видом деятельности МК стало «строительство кораблей в пустыне». Самым затратным таким «кораблем» (при создании которого не была продумана необходимость элементарных инфраструктурных коммуникаций) следует признать меры по реализации языковой политики. 

7.Больше всех (помимо отечественной культуры, конечно)  в ходе тихой культурной революции пострадала несостоявшаяся городская интеллектуальная элита, профессиональные навыки и знания которой ныне никем не востребованы. Так, попытки некоторых из них выпускать журналы, формируя таким образом адекватную культурную среду, способную к диалогу, отзывчивую на культурную проблематику, информированную о текущих событиях, оказались провальными. 

Поэтому им пока приходится наблюдать со стороны, ждать и надеяться, что новые культурные элиты страны когда-нибудь повернутся лицом к культуре... Или хотя бы возьмутся за исправление ошибок в визуальной информации городов, представленной на государственном языке. 

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

817494
Сегодня
Вся статистика
854
817494

Счетчик joomla
| Joomla