"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Литературный процесс как заложник книжного бизнеса

Лиля Калаус

В идеале издательский процесс должен представлять собой крепкую цепь, основные звенья которой: автор - издательство - книжный магазин. А у нас эти звенья разрублены. Автор предоставлен самому себе, он вынужден искать деньги на издание книги. Причем, зная, что издание ее – дело заведомо убыточное, потому что книжные магазины с большой неохотой берутся продавать отечественные книжки. В итоге большинство наших издательств работают в режиме типографий, книжные магазины «делают кассу» на продаже российских книг, а писатели… Писатели выживают, как могут, часто теряя веру в себя и свои силы, в свою нужность нашему читателю.

Литпроцесс как он есть

Уж если брать на себя смелость оценивать литературную жизнь хотя бы в масштабе города, неплохо было бы поточнее сформулировать: а что, собственно, представляет собой пресловутый литературный процесс? Придя к этому не слишком оригинальному, зато здравому умозаключению, я немедленно  нырнула в Википедию. А ведь каких-нибудь десять лет назад мне бы пришлось отправиться в публичную или научную библиотеку и серьезно зарыться в энциклопедические труды и словари… Благословляя эпоху Интернета, читаю: «Литературный процесс — жизнь и развитие литературы определённой страны или эпохи во всей совокупности её явлений и фактов или многовековое развитие литературы в её всемирных масштабах. Во втором случае процесс составляет предмет сравнительно-исторического литературоведения». Второй случай нам явно не грозит, поэтому формулируем так: жизнь и развитие литературы определенного временного периода в определенном месте во всей совокупности её явлений и фактов. И что же мы имеем в городе Алматы в смысле совокупности литературных явлений и фактов? Прямо скажем, картина складывается удивительная.

Факт первый. Книги выходят. В том числе и художественные, хотя доля их в общем количестве научной, образовательной, детской и публицистической литературы весьма мала. С точки зрения разнообразия жанров, в свет выходят и фэнтези, и детективы, и дамские романы, и мемуары, и блоги, и исторические романы, и поэзия. 

Факт второй. Книги выходят как на русском, так и на казахском языках, и даже иногда появляются переводы. И такое взаимопроникновение культур не может не радовать. 

Факт третий. Литературные журналы есть, и выходят они регулярно. 

Факт четвертый. В городе есть литературная школа, там обучают литературному мастерству и по окончании обучения даже выдают сертификаты. 

Факт четвертый. Живут и функционируют Союз писателей, ПЕН-клуб; проводятся презентации новых книг на базе книготорговых организаций, например, «Меломана»; молодые поэты и писатели организуют литературные чтения и прочие интересные мероприятия с театральным уклоном.

Факт пятый. Издательских проектов очень немного, т.е., книги в основном выходят за счет авторов или их спонсоров.

Факт шестой. Тиражи мизерные, и даже тираж в 300 или 500 экземпляров не дает гарантии, что книга быстро «разойдется». В магазинах отечественную литературу и на реализацию берут с трудом (особенно от частных лиц), и продается она непросто. За пределы города тираж, как правило, не выходит.

Факт седьмой. Литературных журналов очень мало, у них свой круг авторов, малые тиражи и проблемы с распространением. То же касается литературных объединений и Союза писателей с его  юбилейно-похоронной деятельностью.

Факт восьмой. Литературной среды как таковой нет. Есть просто авторы, большей частью не знакомые, собрать представительную аудиторию на мероприятие не представляется возможным.

Факт девятый. Полностью отсутствуют книжные и читательские клубы.

Факт десятый. Литературная преемственность отсутствует. Зрелые авторы не общаются с молодежью, все «продвигают» себя или близких друзей.

Факт одиннадцатый. Русскоязычные авторы стремятся состояться в России. В результате частенько оправдывается поговорка про Тулу и свой самовар. Потому что в России предостаточно своих авторов.

Факт двенадцатый. Меценаты не торопятся поддержать отечественных литераторов, а международные благотворительные фонды сосредоточены на социальных, а не культурных программах.

Факт тринадцатый. Литераторы практически лишены возможности общения с собратьями и культовыми авторами из других стран. Таким образом, большинство варится в собственном соку.

Факт четырнадцатый. Очень трудно где-либо опубликоваться. Практически невозможно. И даже если с этим повезет или издашь свою книгу, об этом мало кто узнает, потому что книжная реклама у нас отсутствует.

Факт…

Останавливаюсь. Утираю трудовой пот со лба. И прекращаю заниматься ерундой. Все эти факты – очевидность. Но не менее очевидно и то, что творчество, как проточная вода, всегда найдет выход в пространство мысли и чтения. Книги будут писаться, выходить и стремиться к своему читателю. И пока на этом фронте без перемен, пока хоть что-то происходит, будем считать, что литературный процесс есть. 

Его не может не быть.

Книгоиздательское дело

Как все происходит? Вначале авторы ищут деньги на издание книги. Вкладывают свои средства или средства спонсоров. Наши издательства, как правило, делают предпечатную подготовку – то есть, могут предоставить услуги редактора, корректора, дизайнера, реже – художника, передать заказ в типографию. Напечатанный тираж забирает автор, на этом его сотрудничество с издательством заканчивается. А это нонсенс! Именно издательство должно заниматься вопросами книжной рекламы, распространения книги, связями с книготорговыми организациями. 

Итак, авторы своими силами или при помощи неспециализированных рекламных агентств пытаются  «пристроить» книги. Проводят презентации с участием журналистов, в результате выйдет 2-3 заметки, основанные на пресс-релизе, в лучшем случае - репортаж на ТВ. Ведь презентация – разовое мероприятие. И даже если она прошла вполне успешно, сдать потом книги на продажу не так просто. Чтобы попасть на полку, например в «Меломане», нужно оформить ИП. Магазины берут на реализацию (не выкупают!) ограниченное количество экземпляров – где-то 10 книг, где-то 30, но не более 100. Автор должен оформить все бумаги (даже если он совсем не спец по накладным), привезти книги в магазин, потом регулярно заезжать и проверять, на каких полках они  стоят, ругаться с менеджерами, подвозить дополнительные партии. Разве это его работа? И много ли есть на свете таких авторов – без комплексов, с кучей свободного времени, с коммерческой жилкой? А ведь наши книги распродаются, как правило, долго, годами, даже если речь идет о хорошо написанной книжке. В итоге автор имеет постоянную головную боль, путается в отчетах, налогах и накладных, прибыль от книги «растворяется» в повседневной жизни… Отзывов на книгу тоже практически нет, ведь литературных критиков у нас почти не осталось, а какие и были – ушли в интернет, в соцсети. С горя он забирает остатки тиража и просто раздает знакомым и малознакомым людям. Как вы понимаете, славы, как и денег, он так и не получает… 

Слава добывается совсем другими способами. Это публикации в литературных журналах, это работа в публицистике и журналистике, это участие в конкурсах и премиях, это участие в международных и национальных культурных и литературных мероприятиях. Литжурналов у нас практически нет, а те, что остались, выходят мизерными тиражами и мало кому известны. То же можно сказать о литпремиях и конкурсах. У нас нет даже книжных клубов. Издательский цикл не отлажен. В этой ситуации находятся все авторы: и казахоязычные, и русскоязычные, и молодые, и пожилые, и талантливые, и не очень - все на одинаковых стартовых позициях. 

Нашей книге, книге казахстанского автора, нужна помощь. И прежде всего – помощь государства. Нужно поддерживать книги, которые уже вышли, и изменить ситуацию на уровне издания и распространения книг.  В большинстве своем наши авторы поставлены перед выбором: издавать книги за свой счет либо на спонсорские средства. Много проблем с распространением. Ведь в основном книга к нам идет из России - и не только книги российских писателей, но и зарубежных, чье творчество транслируется с помощью русского языка. Эта продукция российских издательств и делает обороты наших книжных магазинов. Разумеется, наши издательства тоже выпускают литературу, процентов на девяносто это учебники, словари, энциклопедии и справочники. Но в области художественной литературы российские книги всегда впереди. Я не говорю, что их нужно перестать завозить, продавать, это глупость, разумеется. Но предоставить книжкам наших авторов какие-то преимущества на книжных полках магазинов (и на страницах СМИ) – по-моему, это сделать не так сложно. 

То, что государство уже делает в течение многих лет для поддержки отечественного книгоиздания – я имею в виду систему тендеров и выпуск отдельных книг, выигравших тендер, на государственные средства, - это прекрасно, но этого явно недостаточно. 

Эти книги издаются для распространения по школьным библиотекам, и это  почти не освещается в СМИ, в книжные магазины эти книги не попадают. Разорванность цепи отражается  и на этой государственной инициативе, которая могла бы принести много пользы. Сегодня кто угодно может издать книгу, никому не нужно показывать свои дипломы или отзывы на книгу ученых и критиков. Когда издательство заключает договор с автором, оно просто приобретает в Книжной палате ISBN – и все. У нас практически не встречается такая вещь, как издательский проект, когда издательство издает какую-то книгу, вкладывая свои средства. 

В идеале, если издательство выпускает книгу, оно платит гонорар автору, берет на себя все расходы по распространению и рекламе. По такой схеме издательство и должно работать. У нас такого практически не встретишь. 

Для того, чтобы изменить ситуацию с казахстанским книгоизданием, нужно много усилий и много средств. Но сделать это нужно. Говорят: «свято место пусто не бывает». Если в стране не будет своей литературы высокого уровня, наши дети и взрослые будут читать книжки авторов из других стран, и хотя в этом нет ничего ужасного, но наша культура, безусловно, от этого проиграет. 

Нужно делать шаги в плане культурной политики на государственном уровне, то есть, помогать не только деньгами, но обеспечивать эксклюзивные возможности для продажи, стимулировать издательства, работу СМИ.  

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

790676
Сегодня
Вся статистика
136
790676

Счетчик joomla
| Joomla