"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Культура в свете 5 институциональных реформ

Автор 

(К пункту №90 Плана нации)

План закладывает коренные преобразования
в обществе и государстве, главная цель
которых - «ЛЕЧЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»,
А НЕ СГЛАЖИВАНИЕ ИХ «ВНЕШНИХ СИМПТОМОВ».
90. ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
И ПРОДВИЖЕНИЕ реализации 5 институциональных реформ,
а также идеи казахстанской идентичности в СМИ, Интернете,
масс-медиа нового поколения, а также в социальных сетях.
http://ortcom.kz/ru/program/program-100steps/text/show

Публикация важнейшего стратегического документа по реализации 5 институциональных реформ, предложенных главой государства, определяет будущее нашей страны на долгосрочную перспективу. В СМИ этот документ презентуют как «план нации», «конкретные шаги», акцентируя масштабность и достижимость намеченных целей.  Основное внимание в разработанных «100 шагах», как известно, уделено актуальным вопросам усовершенствования работы государственного аппарата, судебной системы и развития экономики, как основным локомотивам строительства современного конкурентоспособного государства. 

Всенародное обсуждение - воплощение идеи транспарентного государства

Поскольку возникновение плана «100 шагов» вызвано необходимостью реального реформирования многих сторон жизни казахстанского общества, в стране идет широкое обсуждение выдвинутых тезисов. Наиболее активной в этом плане оказалась отечественная бизнес элита, которая уже предложила развить пакет предлагаемых реформ, инициировав свои дополнительные «50 шагов», детализирующие пути реализации намеченных целей.

Думается, что подобная практика всенародного обсуждения только подтверждает своевременность и востребованность данного государственного документа. Кроме того, она созвучна идее формирования транспарентного подотчетного государства, которая является одной из ключевых реформ и целей новой политической стратегии «100 шагов». 

Рассмотрим, какими видятся перспективы развития отечественной культуры в контексте выдвинутых реформ. 

Культура как фактор, инструмент и составная часть консолидирующей идеологии

Хотя проблемы отечественной культуры не выделены в «100 шагах» в отдельный блок, они, тем не менее, отражены в IV главе документа под названием «Идентичность и единство», соответствующей важнейшему тезису президента о «Нации единого будущего».

Речь здесь, подтверждая последовательность курса государства на построение гражданского общества, идет о реализации проектов, которые уже были озвучены ранее. – «Мәнгілік ел» (создание общенациональной идеи), «Большая страна – большая семья» (проект формирования общегражданской идентичности Ассамблеи народа Казахстана, имеющий целью также развитие региональных культурно-туристических кластеров), «Менің елім» (разработка современных  технологичных проектов в социо-культурной сфере, создание крупного сетевого ресурса о культуре, природе и населении страны) и «Общество всеобщего труда» (общенациональный проект гражданской и личной социализации, укоренение в обществе позитивных моральных ценностей  как основы его дальнейшего прогресса). 

Остается лишь констатировать, что практически все актуализируемые в данном блоке вопросы имеют непосредственное отношение к гуманитарной сфере. Таким образом, особая востребованность эффективных культурных стратегий проявляется сегодня в том, что они выступают важнейшим фактором, инструментом и составной частью идеологии, которая призвана консолидировать страну.   

Другими словами, для нынешнего благополучия и будущего процветания страны, как воздух, необходима разработка и внедрение конкретных идеологических паттернов (определяющих модели социо-культурного поведения в обществе),  которые стали бы общепринятыми, распространенными и наилучшим образом способствовали бы достижению поставленных в Проекте нации  благородных целей.          

(Если обратиться к России, имевшей с Казахстаном еще в недавнем прошлом протяженный во времени общий историко-культурный опыт, то известно, что и там наблюдается активный процесс укрепления национальной идентичности, который основывается на поиске «духовных скреп».) 

Итак,  основным фундаментом реализации и главным двигателем предлагаемых институциональных реформ в Казахстане (которые являются проявлением политической воли) выступает человеческий фактор, формирование которого происходит в сфере культуры. Казахстанский патриотизм, трудолюбие и профессионализм, толерантность и гуманизм, культурность и естественное для казахстанцев желание жить в процветающей стране, общем доме для всех ее граждан, - вот тот комплекс гуманитарных ценностей и важнейших черт социо-культурного поведения, которые будут способствовать проведению реформ. 

Вместе с тем, стоит иметь в виду, что успешность выполнения задач, поставленных в сфере формирования современной государственной идеологии, во многом зависит от уровня профессиональных компетенций отечественной интеллигенции и степени ее готовности (равно как и возможности) принять активное участие в продвижении важных для настоящего и будущего страны инициатив главы государства. 

К сожалению, современное состояние отечественной культурной среды, равно как и уровень развития гуманитарных наук, не дают в этой связи поводов даже для  умеренного  оптимизма. 

К гуманитарной сфере Казахстана сегодня справедливо применить тезис, озвученный в Плане нации (определяющий и его дух, и букву), о необходимости «лечения системных заболеваний», а не «сглаживании их внешних симптомов». 

Очевидно, что культурная среда Казахстана, в свою очередь, нуждается в том, чтобы конструктивная политическая воля, которая является основой Плана нации, обуславливала, формировала и стимулировала также и ее позитивные перспективы. Только при этом условии казахстанская культура сможет внести свой серьезный и необходимый вклад в  прогресс общества и ее консолидирующую идеологию.       

Других ресурсов развития, как это продемонстрировали прошедшие два с половиной десятилетия, у отечественной культуры нет. 

«Политическая воля, политическая воля и снова – сознательная и обоснованная политическая воля», - таков единственный рецепт выхода из наблюдаемого в стране серьезного гуманитарного кризиса. 

Системные культурные риски 

Обозначим культурные риски, нерешенные проблемы в сфере современной культуры Казахстана, которые могут препятствовать воплощению в жизнь положений реформаторского Плана нации.

Признаки гуманитарного кризиса отчетливо прочитываются, в частности, в следующем:   

1.Исчезновение, уход со сцены целой социальной прослойки – творческой интеллигенции – как особой страты, формировавшей культурный облик страны, имевшей влияние на общественные настроения.  Эпоха первоначального накопления капитала оказалась крайне неблагоприятным периодом для культуры. Приходится констатировать, что поколение, пришедшее в творческие профессии в 90-е годы, так и не сумело реализовать себя. Время от времени появляющиеся в СМИ экспертные опросы или замеры общественного мнения только подтверждают тот факт, что населению (порой даже профессиональным критикам) практически не известны имена современных отечественных писателей, художников, режиссеров. Вниманием же властей (все еще поддерживающих традицию общения с культурной элитой в особо важных ситуациях), как правило, пользуются деятели старшего поколения, получившие признание еще в советские годы. (Для реализации целей Плана нации данный фактор обозначает отсутствие достаточных интеллектуальных ресурсов, способных осуществлять, популяризировать, пропагандировать ее благородные идеи.) 

2.Недостаток интеллектуальных ресурсов сказывается в отсутствии сколько-нибудь серьезных научных разработок в области теории современного художественного и культурного процесса, дающих представление о прошлом, настоящем и будущем отечественной культуры; это, в свою очередь, не позволяет применить системный, комплексный подход при решении существующих проблем. (Для реализации целей Плана нации данный фактор обозначает отсутствие  культурной инфраструктуры, способной самостоятельно решать круг специфичных для нее задач. Понятно, что в такой ситуации культурные  компетенции  предоставляются  самим государственным чиновникам, не обладающим специальными знаниями в данной сфере.) 

3.В качестве наиболее яркого и демонстративного примера неизбежных «перекосов», являющихся следствием отсутствия системности представлений о закономерностях развития культуры, является неравномерность развития современного культурного ландшафта Казахстана.  К примеру, целенаправленная поддержка оперного и балетного искусства в стране осуществляется на фоне крайне низкого уровня грамотности, демонстрируемого в средствах визуальной  информации на государственном языке и ряде электронных СМИ. Между тем, в контексте  оценки степени развития культуры и образования в стране,  публично демонстрируемая безграмотность, равно как и равнодушие к этому факту исполнительной власти и населения, является особо негативным показателем, который вряд ли может микшировать, извинить или компенсировать практика приглашения звезд мирового классического искусства. (Для реализации целей Плана нации данный фактор подтверждает отсутствие системы приоритетов в сфере культуры, которое не позволяет ей быть, в результате, сколько-нибудь эффективной.) 

4.Справедливо заметить, что государство уделяет серьезное внимание развитию государственного языка. Сделано в этой сфере  немало. Однако общеизвестно также, что результативность принимаемых мер не соответствует общественным ожиданиям. Сложности, связанные с недостаточным уровнем знания населением государственного языка (в ситуации благоприятного политического решения вопроса), во многом связаны с перечисленными выше, нерешенными проблемами современной казахстанской культуры. Казахстанский опыт свидетельствует -  в условиях, когда государственная политика (в рассматриваемом случае – языковая) не получает особо талантливой,  креативной (и даже революционной в своей новизне) поддержки и реализации; не отмечена особым энтузиазмом, присущим творческим, созидательным профессиям,  вполне может статься, что ее действие будет ограничено одним только формальным соблюдением  принятого в стране законодательства. (Для реализации целей Плана нации данный фактор констатирует непреходящую актуальность культуры в свете  политической жизни общества. Все успешные политические реформы используют  таланты креативного творческого слоя общества.) 

Политическая воля в преодолении гуманитарного кризиса: истоки проблемы

Для того, чтобы выявить черты наиболее результативной стратегии государства в области культуры, взглянем на существующую ныне культурную ситуацию в стране в более обширном социо-культурном контексте. 

Наиболее важным и определяющим пунктом такого анализа является советский период в жизни нашего общества, заложивший основы его культурной модернизации. 

Современный тип казахстанской культуры сложился в ХХ веке, главным образом за 70 лет советской власти, благодаря особому подходу коммунистов к культурной политике. За относительно короткий срок в большой многонациональной стране были достигнуты поистине впечатляющие  результаты в сфере образования и художественной культуры. Искусство и культура Казахстана, будучи ОБЪЕКТАМИ целенаправленно проводимой культурной политики,  развивались в полном соответствии с последовательно реализуемым планом метрополии. 

Главным просчетом новой культурной политики Казахстана, которая объективно должна была формироваться вместе с обретением независимости, стала неспособность изменить свой статус - перейти из привычного положения объекта в СУБЪЕКТ проводимой культурной политики. Если не в виде субъекта - сознательного инициатора крупных структурных преобразований, то хотя бы в роли субъекта, владеющего навыками управления уже имеющейся культурной сферой. К сожалению, усилия властей за прошедшие четверть века ограничивались одной лишь поддержкой культурной инфраструктуры, созданной за предыдущий исторический период. На этом фоне – 

1.Не создавались  принципиально новые культурные проекты, способные конкурировать с культурными проектами предыдущего исторического периода, что, в частности, определило невысокую  результативность проводимой в стране языковой политики. 

2.Не предпринимались попытки понять систему взаимодействия и закономерности развития культурных процессов. Вследствие этого не уделялось должное внимание развитию гуманитарных наук, «достраиванию» в инфраструктуре недостающих культурных институтов и наращиванию интеллектуального потенциала новой формирующейся нации. 

3.В целом, к культуре не относились как к серьезному и сложному процессу, специфической сфере, требующей специальных профессиональных знаний. Разрозненные остатки старой инфраструктуры, лишенные былой системности, не могли эффективно взаимодействовать в новых условиях, не оправдывали ожиданий. 

4.В результате, на сегодняшний день наблюдается значительное снижение уровня таких  ожиданий – отечественная культура все в меньшей мере осознается властями как самостоятельное и важное явление  социального развития и все чаще рассматривается как составная часть туристской сферы.  

Если уже с сегодняшнего дня не осознать пагубность всех этих негативных тенденций, то  вряд ли можно рассчитывать на то, что фактор культуры сможет оказаться сколько-нибудь полезным в свете реализации 5 важнейших институциональных реформ, проводимых в стране. 

Итак, суть существующей проблемы можно кратко описать, прибегнув к следующей аналогии. 

Допустим, некий пользователь становится полноправным обладателем исправно работавшей в прошлом сферы. Он не принимал непосредственного участия в ее разработке, поэтому не имеет особо точных представлений о принципах ее устройства и знаком лишь с результатами ее действия (казахстанская культура как объект советской культурной политики). В новых условиях она перестает оправдывать ожидания, поскольку лишена необходимого внимания в той же мере, что и элементарных знаний о закономерностях ее работы (частичное сохранение культурной инфраструктуры при отсутствии понимания системного характера культурных процессов). Наконец, наступает момент, когда ценность данной сферы окончательно девальвируется (на фоне естественной в таких условиях культурной стагнации), и она теряет былые общественные позиции, совершая стремительное падение (из важнейшего и действенного инструмента формирования общенационального самосознания в скромный кластер по привлечению и обслуживанию иностранных туристов).

Между тем, советский опыт культурного строительства (в котором участвовала наша страна) – это поистине уникальный и бесценный опыт культурной модернизации, который может быть использован независимым Казахстаном для достижения своих самых амбициозных целей. 

Политическая воля в преодолении гуманитарного кризиса: конкретные шаги

Перечислим ряд конкретных шагов, которые могут предотвратить дальнейшее ухудшение состояния современной отечественной культуры, развитие негативного сценария. Поскольку каждый из предлагаемых пунктов требует специального обширного исследования, ограничимся их перечислением. 

Что видится необходимым предпринять:    

1.Использовать опыт советского культурного строительства в качестве модели, образца успешной системы, способной консолидировать общество. Речь идет не о воссоздании советской культурной ситуации (дважды войти в одну реку нельзя), а лишь об усвоении (в новых социо-культурных и исторических условиях) ее результативных и эффективных методов. Главные из них заключались в массовости вовлечения населения к решению важных для общества задач;  выстраивании системной культурной политики; целенаправленном формировании и поддержке слоя творческой интеллигенции; революционном пафосе строительства новой прогрессивной общности; поддержке творческих креативных решений. (Наряду с этим в Казахстане уже сегодня декларируются и другие полезные для культуры тактики. Например,  о развитии частного (спонсорского и меценатского) финансирования.)

2. Не упускать из виду приоритеты, на которых базируется развитие культуры.   Основным его фундаментом является национальный язык. В настоящее время государственный язык Казахстана проигрывает в конкуренции с другими языками. Следовательно, необходимо внедрить новую (массовую и новаторскую) систему обучения казахскому языку; предотвратить процесс девальвации норм государственного языка; организовать научные центры по лингвоэкологии, изучению проблем современного казахского языка, который в наши дни подвергается негативным процессам интерференции.

3.Создать полноценную научную инфраструктуру, которая охватывала бы весь комплекс современных гуманитарных исследований.  

Современная культура Казахстана имеет большой потенциал развития. В достижении  благородных задач Плана нации, нацеленных на консолидацию общества, реализация этого потенциала может стать одним из основных, решающих факторов.  

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

790674
Сегодня
Вся статистика
134
790674

Счетчик joomla
| Joomla