"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Борат: жалкий, голый, лишенный разума

Автор 

Поругание флага Казахстана: антропологическая версия

Почему? Почему создатели фильма выбрали в качестве объекта своих инсинуаций флаг Казахстана?

Официальный представитель зарубежной дипмиссии уже дал свой комментарий, оценив ситуацию с фильмами Бората и сопровождающими их рекламными кампаниями как свободу самовыражения.

Что остается делать нам, жителям Казахстана, видя символ своего государства в окружении десятков раздетых иностранцев, совершающих рядом с ним ведомые только им ритуалы? То, что всякий современный флешмоб имеет отношение (непосредственное или опосредованное, сознательное или бессознательное) к ритуальной обрядности, общеизвестно. Но случай, когда в него включен такой архиважный сакральный символ, как государственный флаг, заслуживает отдельного разговора.

Почему,  в другом рекламном ролике фильма Саши Барона Коэна, по реке плывет его колоссальный муляж, а казахстанский флаг изображен на причинном месте? Всякая река – не только свободно текущая масса воды. Практически во всех мифологиях - это и рубеж, разделяющий миры, это и река забвения… Кто-то очень заинтересован в том, чтобы мы не вспомнили о чем-то, что-то напрочь позабыли?

Очевидно, что никто не объяснит нам, с какой целью это было сделано. Попытаемся сделать это сами.  Опираться при этом мы будем на элементарные знания по культурной и социальной антропологии, курс которой читается в каждом казахстанском вузе.

Пророчество Шпенглера

В своей книге «Закат Западного мира» (1918 г.), которая не совсем корректно переведена на русский как «Закат Европы», немецкий философ Освальд Шпенглер, рассуждая о гибели западной культуры, назвал конкретную дату – 2000 год. Концепция Шпенглера опирается на представление о том, что каждая культура существует подобно живому организму и уходит с исторической арены, достигнув старости. Период старческой «деменции» культуры он связывал с понятием цивилизации.

Цивилизация, по Шпенглеру, выражается в забвении духовности, индивидуальности и, соответственно, в агрессивном и массовом росте низовых балаганных форм развлечений. Те, кто видели хотя бы минуту выступления в шоу Саши Барона Коэна, где он размахивал сковородкой и изображал из себя якобы казахстанского журналиста, будут, скорее всего, тут же ангажированы в число поклонников давней и уже изрядно подзабытой шпенглеровской теории.

Магический ритуал вчера, сегодня и forever

Одной из важнейших заслуг антропологии (науки, возникновение которой приходится на середину ХIХ века) является открытие для европейцев магических ритуалов аборигенов, проживавших в разных частях света. В ходе многочисленных экспедиций антропологи собрали огромную базу данных эзотерических знаний.  В ХХ веке они послужили основой для открытия сферы бессознательного в трудах Фрейда, коллективного архетипа – у Юнга. В результате лингвистического поворота, окончательно оформившегося к середине ХХ века, гуманитарии сошлись во мнении о том, что культура есть не что иное, как собрание знаков, знаковая система. А наибольшую содержательную и архетипическую нагрузку среди них имеют символы.

Примечательно, что в СССР достаточно широко применялись элементы и даже целые системы исторических форм обрядности, наиболее показательным из которых является бальзамирование и сохранение тела вождя. Парадоксальность ситуации, однако, заключалась в том, что идеология марксизма-ленинизма основывалась на последовательно пропагандируемом атеизме. Последствия этого в полной мере ощущает на себе поколение гуманитариев, чья профессиональная карьера складывалась в советский период. Для нас и по сей день остаются непонятыми, «закрытыми» (в лучшем случае, факультативно пройденными) огромные пласты многовековых духовных исканий человечества, устремленных к познанию высшего абсолюта.

Но речь пока – не столько о вере в Бога, сколько о трудностях межкультурных коммуникаций. Безусловно, нам вовсе не очевидно, на каком культурном багаже вырос  оскорбительный для казахстанцев флешмоб «Бората-2» с нашим национальным флагом. Мы можем только строить догадки.  И первая из них связана с озвученным выше предположением о том, что пляски обнаженных людей  вокруг флага взяты из арсенала архаичных ритуалов, имеющих целью целенаправленное магическое воздействие на унижаемый символ.

Какой бы странной и экзотичной, на первый взгляд,  ни казалась эта версия, она имеет право на существование в контексте антропологических знаний, изучающих  разные историко-культурные формы познания человеком окружающего мира. Из того, что мы прожили более семидесяти лет в атмосфере  диалектического материализма, вовсе не следует, что у остального мира за это время не было возможностей более внимательно присмотреться к различного рода нетрадиционным верованиям. Благо, на это всегда продуктивно работала культурная антропология.

Итак, рассмотрим пляски Бората вокруг флага как магический ритуал. По своему содержанию он, возможно, относится к имитативной магии. Его цель – создать и закрепить новые связи: обнаженное тело и символ страны.  Магическая логика преследует здесь цель символического избавления, отторжения, забвения такой национальной нормативной ценности, как уят. 

Если кому-то такая версия покажется абсурдной, напомню, что «борьба» с казахским уятом, к величайшему сожалению, уже давно стала нашей повседневностью. Если этим постоянно занимаются наши отечественные ниспровергатели казахских традиций, то почему бы  не допустить, что и Борат может иметь аналогичные цели.

Тело без штанов

Обнаженное тело Бората может быть интерпретировано и как «тело без штанов». Здесь магия Бората направлена на то, чтобы переписать,  ни много ни мало, историю конно-кочевой цивилизации, представителями которой являются современные казахи. Штаны были придуманы кочевниками для верховой езды. Не многие народы, вплоть до ХХ века, были озабочены этой деталью гардероба. 

Оседлав лошадь, наши предки получили возможность передвигаться на дальние расстояния, в том числе, на Запад, достигая самого Рима.

Выходит, Борат раздевается догола, остается «без штанов» на фоне нашего флага, стремясь, с помощью своего магического ритуала,  уничтожить, вымарать из истории нашей страны важнейшую историческую эпоху. Подобно тому, как вырываются важные страницы и целые главы из книг, чтобы предать вечному забвению их содержание.

За что не любили Льва Гумилева?

Почему вообще началась, а ныне продолжается,  эта боратовская вакханалия? Чем современный Казахстан навредил Австралии? Чем – Израилю? Чем – Великобритании? Рекламные акции фильма «Борат -2», растиражированные по всеми миру,  прошли в Австралии и Великобритании. Казахстанцы, как вещает Коэн, считают, что Ухань расположен в Израиле. (Замечу, что казахстанцы скорее перепутают Актау и Атырау, но вряд ли - Ухань с Израилем.) Зачем была устроена эта масштабная превентивная дискредитация имиджа целой страны? Для чего?

Случайную подсказку мы, быть может, снова сможем найти в контексте развития современной антропологической науки, вернее, в ее закулисье. К примеру, книга Л.Клейна «История антропологических учений» (наряду с прекрасным изложением предмета) знакомит со множеством подробностей личной жизни европейских и американских антропологов. Клейн не скрывает также своих симпатий и антипатий. В его изложении беспощадной критике подвергаются теоретические воззрения Л.Гумилева, труды которого, напротив,  особо ценятся в современном Казахстане. 

В этой связи мне хотелось бы вновь вернуться к разговору о религии и вере, начатом ранее. О том, что в постсоветском пространстве, вследствие семи десятилетий атеистической «промывки мозгов», склонны недооценивать роль этого важнейшего мирового культурного института. Между тем, Коэн и стоящие за ним люди, скорее всего, являются представителями одной из мировых монотеистических религий.  Той, или другой. Не в этом суть. Советское атеистическое воспитание, по иронии,  тем и хорошо, что оно «толерантно» и не делает особых различий между конфессиями.

Вначале было…

Следующим шагом в рассуждениях о том, почему именно казахстанский флаг был выбран мишенью для общемировой дискредитации, сложим тему боратовского магического обряда «тела без штанов» и реальный исторический факт – Рим пал именно потому, что в далекой азиатской степи когда-то была приручена лошадь. Кочевники поклонялись Тенгри. Они несли эту веру с собой во все уголки мира. Они поклонялись единому Богу, образом которого было голубое небо,  символическая частица которого есть в современном казахстанском флаге.

Европейские и американские антропологи, изучая множество архаичных религиозных систем и воззрений, не раз делали шокирующие своих современников заявления о тех или иных мифологических сюжетах, имеющих сходство с библейскими. Не будучи религиоведом, не знаю, рассматривается ли в теологии вопрос о происхождении единобожия и с какой из конфессий он традиционно связывается. Существует ли «конкуренция» по этому поводу? Равно как и то, возможно ли такое по определению, поскольку возникновение авраамических религий предопределено божественным откровением?

Не настаивая на своей версии трактовки акций Бората, берусь предположить, что состоявшееся поругание казахстанского флага (в глазах казахстанцев это выглядит именно так) имело целью унизить достоинство культуры, которая в перспективе может включиться в научную дискуссию о происхождении единобожия.  Понятно, что все это обернется «большой головной болью» для служителей культа.

Итак,  такова интерпретация магических обрядовых плясок Бората, если рассмотреть их в контексте желания принизить роль конно-кочевой цивилизации в мировой истории,  попыток европоцентризма удержать свои позиции, а также завещанной С.Хантингтоном идеи непрестанной борьбы с Другим.    

Признаться, по мере написания этого текста и сам Борат, и его фильмы, и его акции начали казаться  все мельче и мельче; вот они превратились в муравьишек, которых легко смахнуть одним движением руки. Жалкие, голые, лишенные разума.

И все же, что должны вынести казахстанцы из состоявшихся анти-казахстанских акций? – Думаю, главным образом то, что у нас нет никого, кроме нас самих, нашей славной истории и того будущего, которое состоится, только если мы перестанем быть столь доверчивыми и открытыми остальному миру, у которого, как оказалось, есть свои (не самые приятные для нас) планы на нашу жизнь.  

Наши предки завещали нам наследие, ценность которого мы пока не оценили, но именно оно является предметом зависти и опасений недоброжелателей. Нынешние боратовские акции заставляют нас также по-новому взглянуть на причины казахского геноцида ХХ века. В любом случае, казахстанцы, увидевшие унизительное поругание своего флага, уже не будут прежними. Не должны.  

 24 октября 2020 г.

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

1852855
Сегодня
Вся статистика
356
1852855

Счетчик joomla
| Joomla