"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Есть такая методика!

Автор 

Отклик на выступление акима г.Астаны И.Н.Тасмагамбетова на Августовской конференции работников образования 

Часть выступления И.Н.Тасмагамбетова, посвященная современному состоянию и проблемам обучения казахскому языку в системе образования http://www.tengrinews.kz/tv/blogi/438/, вызвала наиболее оживленные отклики и комментарии на страницах электронных СМИ и широкое обсуждение в социальных сетях, подтверждая злободневность и актуальность данной темы. 

Основной мессидж в речи акима Астаны состоял в необходимости пересмотра методик обучения казахскому языку, поскольку на этом образовательном фронте ныне решается, ни много - ни мало, судьба нации. Как отметил Тасмагамбетов, без своего родного языка, который является основой национальной самоидентификации, у нации нет будущего, своего устойчивого места в мире. 

Владеть языком значит мыслить на нем

Главный недостаток ныне действующих методик обучения казахскому языку, как следует из текста выступления, видится в том, что они не развивают способность мыслить на изучаемом языке. Представляется, что данный тезис является наиболее важным, краеугольным в презентации Тасмагамбетовым современной языковой проблемы. –  На самом деле, действующие обучающие методики не способствуют созданию полноценной языковой среды на фоне того, что казахский язык сегодня демонстрирует активные тенденции креолизации, теряя собственную специфику, становясь де факто калькой русского языка. 

Таким образом, необходим поиск новых, альтернативных обучающих методик государственному языку, которые ставили бы перед собой цель  научить мыслить на нем! В своей речи Тасмагамбетов призвал обсуждать новые обучающие методики на различных дискуссионных площадках и «не бояться применять их». 

В этой связи хотелось бы привлечь внимание к ноу-хау методике обучения казахскому языку, положенной в основу этно-лингвистического тренинга «Кобланды» - наизусть».   

Основные методологические преимущества обучения языку на основе текстов казахского героического эпоса состоят в возможности погружения в реальную языковую среду,  в контекстом запоминании слов. При этом стихотворная рифма, сопровождающая ученика во время запоминания текста, служит в этом процессе значительным подспорьем. Заучивая серьезные объемы (начальный этап – 300 строк) текста классического эпоса, который является образцом казахского литературного языка, обучающийся приобщается к культуре казахской речи. Причем, это не отвлеченная зубрежка и формальное запоминание грамматических правил, а знакомство с закономерностями построения речи в полноценной и живой практике. Тренинг «Кобланды» - наизусть» предполагает заучивание, удержание в памяти, способность аутентично исполнить предлагаемый объем эпоса в сопровождении игры на национальных музыкальных инструментах. Нет сомнений, что только после всей этой масштабной ментальной работы может быть достигнуто искомое – способность мыслить на казахском языке.

Проект «Кобланды» - наизусть» изначально был задуман как тренинг для русскоязычных казахов, которые хотели бы в совершенстве владеть государственным языком. Однако его методика с равным успехом может использоваться на разных ступенях обучения языку – в отечественных общеобразовательных школах, вузах; в странах, где казахский изучают как иностранный. С данной точки зрения это методика универсальна. 

1000 и 1 преимущество метода «Кобланды» - наизусть»

Проект «Кобланды» - наизусть» - это этно-лингвистический тренинг, который помимо качественного и эффективного обучения казахскому языку предоставляет возможность получить колоссальный объем знаний о казахской истории, ментальности, традициях и обычаях. Героический эпос – это представительная энциклопедия казахской жизни, в нем, по сути,  и заложен тот самый код нации, о котором говорят сегодня с высоких трибун. Опыт приобщения к великой литературной традиции, произведениям героического эпоса, как свидетельствуют многие, обязательно откладывает отпечаток в душе человека, воспитывая в нем чувства патриотизма, любви к родной земле, уважительного отношения к национальной истории, языку. 

В случае масштабного, общенационального использования методики, заложенной в основу проекта «Кобланды» - наизусть» (создание широкой сети обучающих курсов, проведение общенациональных конкурсов, постановка любительских спектаклей по мотивам эпоса и т.д.), он может выступить основой возникновения новых социо-культурных связей между нашими соотечественниками; укрепления корпоративного духа в компаниях. В этом смысле показателен пример России, где в целях консолидации нации и формирования общегосударственной идеологии, объединяющей и пронизывающей все слои общества, на высшем государственном уровне сделали ставку на возрождение традиций хорового пения http://www.kieli7su.kz/actualsmenu/69-chem-kazahi-huzhe-rossiyan. 

Проблемы с изучением казахского языка, преследующие нас на протяжении более двух десятков лет, на самом деле, являются следствием тревожных, кризисных тенденций в сфере развития  гуманитарной мысли в Казахстане. Для того, чтобы разорвать этот порочный круг и сделать требуемый культурный рывок, необходимо «снять шоры» и увидеть, что есть проекты (столь же неординарные, сколь и обоснованные, просчитанные), которые имеют надежный и серьезный потенциал, чтобы решить все имеющиеся проблемы в сфере многострадального казахского языка. 

Проект «Кобланды» - наизусть» привлекает внимание и в свете подготовки проведения «ЭКСПО – 2017». К 2017 году казахстанцы могут презентовать миру свою современную культуру, имеющую тесные связи с самобытными традициями казахского народа. Казахстан будут знать как неординарную страну, в которой и стар, и млад может продекламировать национальный эпос; в которой популярны национальные виды спорта. Актуализация в современных условиях национального героического эпоса, использование всех достоинств, которые возникают в этом культурном поле, может стать значимым и узнаваемым брендом Казахстана.

Проект «Кобланды» - наизусть» эффективен и с точки зрения развития интеллектуального потенциала нации: необходимость заучивания большого объема литературных текстов может способствовать возникновению гениальных прозрений и открытий в различных сферах науки и техники, поскольку за них «отвечает» (как принято считать) ценящее эстетику правое полушарие. 

Таким образом, реализация в общенациональном масштабе тренинга «Кобланды» - наизусть» способна возродить естественную среду для развития казахского языка, а также решить множество иных социально значимых задач современного казахстанского общества. Остается только пожалеть о том, что проект, презентация которого состоялась на солидном и представительном Бизнес форуме в 2009 году,  до сих пор он не привлек внимания государственных структур. 

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

817432
Сегодня
Вся статистика
792
817432

Счетчик joomla
| Joomla