"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Постколониальная теория и новейшая практика казахстанской автоколонизации

Автор 

«…из эпоса джигиты мчат,

опаздывая

лет на триста...»

(О.Сулейменов)

Отечественная история глазами нового поколения

Статья Алимы Бисеновой и Кульшат Медеуовой «Давление метрополий и тихий национализм академических практик» (https://www.academia.edu/31916954/)  лично для меня стала первым  знакомством с достаточно масштабным и убедительным теоретическим исследованием, написанным молодыми казахстанскими авторами постсоветской современности. Работа порадовала смелостью заявленной цели и последовательностью ее разработки.

В целом, ее особая ценность и новизна, на мой взгляд, состоят в том, что обширный материал казахской истории ХХ века рассматривается здесь в свете современных исследований колониальных и постколониальных культур и обществ. В статье упоминаются представители этого научного направления и некоторые постулаты их теорий,  а также актуализируется (в контексте местного процесса) ряд терминов и понятий, связанный с данной проблематикой. В их числе – национализм (в научной трактовке), компрадоры, докса, локус, колониальная мимкрия, антиколониальное сопротивление, временной разрыв и т.д.

Авторская позиция основывается на том, что необходимость обретения нового знания (которая диктовалась метрополией) вовсе не была в казахской истории одновекторным и одномерным процессом. - Исторически сложившаяся специфика местной системы образования и культуры, «подспудно» присутствуя  на протяжении прошлого века в трех волнах казахской модернизации, обеспечивала, в конечном итоге, их результативность. К примеру, исследователи видят в успехе деятелей казахской науки и культуры советского периода реализацию «родового социально-культурного капитала», понимание роли которого не было доступно историографии того периода.

То есть, основываясь на мысли авторов, можно констатировать, что до настоящего времени в отечественной истории наблюдалось действие неких защитных, «буферных» механизмов развития национальной культуры, которые в непростых условиях инокультурного взаимодействия все же позволяли сохранять ее специфические особенности.

Примечательно, что авторы рассчитывают не только на то, что их выводы о базовом характере национальной традиции – «тихом национализме академических практик» - привлекут внимание в научной среде. Основным адресатом их «месседжа» является ситуация вокруг новейшей реформы казахстанского образования – внедрения концепции трехъязычия.

Девальвация национального дискурса и феномен автоколонизации

Для того, чтобы оценить перспективность (или же, напротив, явную провальность ) такого «месседжа», обратимся к реалиям сегодняшнего дня.

Неожиданность появления новой образовательной реформы, являющейся показательным и уникальным примером осознанной и последовательной автоколонизации (к разрушительности мер которой вряд ли решились бы прибегнуть самые откровенные и ярые адепты колониальной идеологии эпохи расцвета колониализма) поставила в тупик и обрушила основные постулаты постколониальных исследований, предполагавших, что в их основе лежит стремление ранее колонизованных народов к свободе и адекватной самоидентификации.

Поскольку я также наблюдаю за тем, как развивается данная тенденция (http://www.kieli7su.kz/index.php/arterzhanmenu/poplangmenu/211-angliski-dlya-kazahstana-tehnokraticheskaya-utopia), то берусь предположить (даже утверждать), что идеи объемной исследовательской работы Бисеновой и Медеуовой о ценности национального дискурса, к большому сожалению, не будут ни приняты, ни услышаны в современном Казахстане. - За прошедшую четверть века у нас сложилась совершенно особая социо-культурная ситуация, которая требует отдельного описания. Одним из ее характерных признаков является максимальное истончение того самого «родового социально-культурного капитала», который позволял ранее поддерживать и сохранять национальную идентичность.

Представляется, что пример постсоветского Казахстана позволит обнаружить и выстроить новые направления в постколониальной теории. – К примеру, о неожиданно высоком «запасе прочности» колониальных стратегий, которые позволяют уже в условиях независимого государства вновь и вновь воспроизводить колониальное сознание.

В этой связи привлекает внимание тезис российского исследователя Мадины Тлостановой о пролонгации колониальности (как характерной ментальности, образа мыслей и предпочтений) при фактическом отсутствии колониальных политических режимов (https://theoryandpractice.ru/posts/8258-madina-tlostanova-o-dekolonialnom-povorote). А также – понятие о процессе вторичной колонизации, который формируется в случаях, когда новые национальные элиты не имеют достаточной полноты представлений о системах, имеющих более сложное устройство. 

Не заметить «слона»

Исследуя в течение многих лет перипетии развития современной казахстанской культуры и сложностей восстановления национального языкового пространства, я лишь недавно пришла к выводу о том, что стержневым и наиболее продуктивным подходом к самым болевым, запутанным и, казалось бы, неразрешимым социо-культурным проблемам нашего общества, является их изучение в контексте колониальных и постколониальных исследований.

Сейчас уже поздно сокрушаться по поводу того, что «колониальная обусловленность» многих современных казахстанских явлений не были  распознаны и артикулированы ранее. У исследований, проходящих путь от частного к общему, есть и свои преимущества, поскольку они основываются на большом массиве реальных фактов и наблюдений.

Наиболее актуальной для отечественных гуманитарных наук на сегодня представляется широкое знакомство и изучение историографии, трудов ученых, разрабатывавших колониальные и постколониальные дискурсы; выявление общемировых тенденций и обозначение, в данном контексте, специфики казахской истории и современных процессов.

Хотя перспективы культурного развития в стране, в которой, по убеждению действующего министра образования и науки, образование должно быть отделено от культуры, не внушают особого оптимизма, надежда (хотя и слабая)  связана все с тем же «тихим национализмом академических практик», которому ранее довелось пережить гораздо более смутные эпохи. 

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

1872802
Сегодня
Вся статистика
896
1872802

Счетчик joomla
| Joomla