Чисто казахские фобии
Автор Земфира ЕржанПознакомившись на днях с нелицеприятными высказываниями этнических казахов по поводу проекта «Кобланды» - наизусть», я поняла, что в сфере внутриказахских отношений есть круг специфических проблем, обусловленных различного рода фобиями.
Иначе – как расценить то, что обычное приглашение на тренинг по изучению казахского языка послужило своеобразным пусковым крючком для выплеска столь неадекватного негативного раздражения и желчи.
1. Если рассмотреть, какие ассоциации возникли в связи с казахским языком, то все они оказались связаны с образами несвободы, принуждения, ограничения передвижения и даже фашизма (употребление слов «резервация», «сегрегация», «ведет к печам»).
2. Людей, работающих в сфере популяризации казахского языка, они представляют как своих идейных врагов, наделенных, как и положено врагам, худшими качествами. Они открыто пишут, что их оппоненты – это «Шариковы с балалайкой», люди «плохо воспитанные, пошлые», «тупые», «глупые». Себя же они позиционируют как грамотных, образованных, талантливых, и их глубоко оскорбляет сам факт того, что «Шариковы с балалайкой» осмелились написать им! Осмелились написать им, значит позволили себе помыслить, что «мы» как «они»?...
В течение 20 лет Казахстан не может осилить решение языковой проблемы. Данный случай демонстрирует, что значительную роль в том сыграло наличие хронических внутриказахских проблем. Определенное число наших соотечественников продолжает жить по правилам внутренней иммиграции, отгородившись стеной страха от собственной культуры и рисуя в своем воображении устрашающие картины то резерваций, то концлагерей. Но ведь ситуация, на самом деле, верна с точностью до наоборот. Казахский язык – вовсе не монстр и не предвестник начала конца. Казахский язык сегодня – это пересыхающий ручеек, с гибелью которого исчезнет с лица земли феномен казахской культуры. Казахский язык сегодня нуждается в искреннем участии и всемерной поддержке каждого казахстанца.
Вы, мнящие себя «умными» и «талантливыми», попробуйте взглянуть на ситуацию иначе. Домбра – это удивительнейший музыкальный инструмент, для которого создано множество гениальных, выдающихся произведений. Казахская инструментальная музыка – это истинная душа казахского народа, так же, как и строки героического эпоса. Если появилась такая возможность познакомиться с ними – используйте этот шанс. Перестаньте, наконец, бояться Шарикова, этот образ вообще не вписывается в контекст обсуждаемых здесь проблем (если, конечно, это не ваше собственное alter ego - Шариков (не с домброй, конечно) - с балалайкой).
Но, говорят, фобии обычно не излечиваются …
Городская средаКазахский язык в городской среде | Новые публикации на сайте |