"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Финансовое стимулирование благотворительности

Талгат Даиров

 

(Текст выступления на Круглом столе, посвященном обсуждению культурной политики и проекта Концепции культурной политики в Республике Казахстан. 4.07.2014)

Уважаемые дамы и господа, прежде всего, хотелось бы отметить, что сам факт дискуссии на тему «Культурная концепция» является замечательным событием. Ознакомившись с проектом Концепции, к сожалению, я не нашел ни одного упоминания об экономической мотивации вложений в культуру со стороны частных лиц и бизнеса, а в перечне нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация концепции – Налогового кодекса. Возможно, авторы Концепции не ставили перед собой такой цели, сфокусировавшись на роли государства. Однако, в упомянутых в Концепции Соединённых Штатах, объемы вливаний частных лиц вполне сопоставимы с государственными дотациями. Пусть это будет благотворительность или меценатство, не суть -  дефиниция, здесь не главное. Культура благотворительности является частью общего культурного фона. А государство, я уверен, должно всячески, поощрять стремление граждан финансировать свою культуру. Ведь, ее (культуру) двигают, прежде всего, мотивированные энтузиасты. 

Мотивация может быть разной: от жалости, до национальной гордости. Это, так сказать шестеренки процесса, однако, чтобы они крутились, их нужно смазывать. Так вот, экономическая мотивация благотворительной деятельности и является тем самым машинным маслом, без которого процесс не будет таким эффективным. Как правило, без финансовой заинтересованности этой деятельностью занимаются, так называемые «аутлаеры» (экстремальные значения в статистике), т.е. энтузиасты - не стяжатели; а таких, мы знаем, в любом социуме не так уж и много. Нам же важно подключить к этому процессу как можно больше людей, потому как Культура (в самом высоком значении этого слова) будет только прирастать как результатами благотворительности, так и самими людьми, готовыми пожертвовать определенную сумму, пусть не очень большую, скажем, в фонд возрождения шан-кобыза. 

Если посмотреть на бизнесмена, как на «экономического человека», то он, прежде всего, заинтересован в положительном итоге своей помощи. И это не столько улучшение ситуации у объекта благотворительности, а сколько расчет на положительный эффект в бизнесе. В этом контексте, следует отметить, что положительный эффект от благотворительности заключается не только в моментальной прибыли от налоговых послаблений, но и в улучшении имиджа компании, который измеряется таким понятием, как «гудвилл». Кроме того, опосредованный эффект от благотворительной деятельности распространяется сразу на несколько уровней общественной организации: от коллег по фирме и партнеров, до местного сообщества. А это, как мы знаем, и называется социальной ответственностью бизнеса. 

Что же является основным экономическим мотиватором благотворительной деятельности? Ответ очевиден, это налоговые вычеты. И насколько я знаю, эта проблема уже обсуждалась в Казахстане. Вопрос в их размере. Однозначно уверен, что предлагаемые три процента не решат вышеуказанной задачи, а именно обеспечение массовости. Этой льготой (3%) воспользуются, скорее всего, крупнейшие предприятия уровня «Тенгизшеврон» или «Кармет», которые, во-первых, и так вкладывают достаточно, а, во-вторых, имея гигантские обороты, действительно имеют прямой положительный экономический эффект. Чтобы привлечь малый и средний бизнес, нужны льготы от 10-15 процентов. Наши фискальные органы, в силу особенностей профессионального мышления, опасаются в первую очередь массового ухода от уплаты налогов, пренебрегая положительным эффектом, который …  все же имеет место быть. Предвидя эти аргументы, я предлагаю ввести, т.н. «прогрессивные» налоговые льготы. 

Например, государство определяет приоритетные направления в сфере образования и культуры (скажем: изучение казахского языка или возрождение народных промыслов), вложения в которые будут подразумевать более весомые льготы в пятнадцать процентов, а менее приоритетные – десять. Таким образом, государство сможет регулировать потоки, мотивируя бизнес дотировать нужные направления. Здесь выигрывают все и государство, и бизнес и, самое главное, объекты дотации. 

Близкие к оптимальным условия для развития благотворительности существуют в США, где бизнес имеют право жертвовать до 10 процентов своей прибыли (с этой суммы они не платят налоги). Однако, как показывает статистика, львиная часть пожертвований поступает все-таки от частных лиц (подробнее в приложении). В целом, хотелось вы разить надежду, что идеи и мнения, высказанные в ходе нашей дискуссии, будут услышаны и учтены.

 

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

1878741
Сегодня
Вся статистика
709
1878741

Счетчик joomla
| Joomla