"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Чиновники versus интеллигенция. Часть 2

Автор 

Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла.

Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит

прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает

нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан.

Н.Назарбаев. «Взгляд в будущее: модернизация сознания»

Рассмотрим историю формирования и особенности преимущественно неспецифического (формально-бюрократического) подхода к культурным процессам в Казахстане. Актуальность этой темы, напомним, связана с тем, для реализации ключевых положений статьи президента Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация сознания» важен кардинальный пересмотр концепций, связанных с развитием культурной сферы.

Необходимо, в первую очередь, понимание того, что задачи культуры должны решаться адекватными профессиональными методами – а не методами профанирующими, основанными на дискриминации и недооценке сложности  и многофакторности такого явления, как культурный процесс (на что указывалось в первой части данной публикации http://www.kieli7su.kz/index.php/actualsmenu/222-chinovniki-versus-intelligentciya-chast-1). 

Итак, попытаемся найти ответ на вопрос: «Почему культурная политика независимого Казахстана до сего времени представляет собой некое количество разрозненных мер, которые не достигают декларируемых целей?»

Наиболее показательным примером такой неэффективности является современное положение государственного языка в стране. За период более, чем в четверть века, можно было достичь гораздо ощутимых и внушительных результатов, если бы проводимая у нас языковая (и культурная) политика обладала чертами системности. 

Привычка к копированию как показатель отсутствия субъектной креативности

Исторический контекст формирования отечественной культурной политики, конечно, объясняет объективные причины такого положения вещей. В процессе культурной модернизации ХХ века, главным образом в советский период,  отечественная культура выступала объектом культурной политики метрополии. И, вследствие этого, не обладала ни навыками, ни традицией субъектной созидательности в культурной сфере. 

К сожалению, такая практика не изменилась и по сей день. 

Отсутствие субъектного, креативного подхода к решению проблем собственного культурного пространства проявляется в абсолютизации чужого опыта, с одной стороны; и недоверии к перспективности собственных культурных реалий, с другой.

Логика реализации культурных инициатив в Казахстане до настоящего времени сводилась к тому, что она некритично ориентировалась на некий успешный внешний культурный паттерн, образец. (Что, в свою очередь, подпадает под критерии вторичной колонизации.) 

Чем вреден в такой ситуации чужой успешный опыт? – В том, что он создает иллюзию своей доступности. 

Между тем, его можно повторить только в том случае, если речь будет идти не о поверхностном освоении – но о готовности проделать всю огромную, титаническую работу, которая не всегда видима (не всегда заметна для постороннего взгляда), но определяет, в конечном итоге, состоятельность такого опыта.

Главный же ущерб от привычки абсолютизировать чужой успешный опыт (как одно из проявлений несамостоятельности и отсутствия субъектной креативности), в процессе формированию векторов культурной политики постколониальных стран, состоит в том, что при этом девальвируются, обесцениваются, не замечаются собственные культурные ресурсы.

Если у нас были бы достаточно развиты или популярны дискурсы постколониальных исследований, то, думаю,  можно было бы обнаружить типичность  и общность таких тенденций для стран и культур, прошедших в прошлом схожий исторический путь. 

Таким образом, первую часть статьи президента Н.Назарбаева  «Взгляд в будущее: модернизация сознания», посвященную важности сохранения национального кода, следовало бы трактовать как необходимость разработки теории  современного культурного процесса в Казахстане, учитывающей все культурные достижения и потери страны в ХХ веке; становления взглядов, свободных от шор и ограничений; обретения навыков субъектного креативного подхода к формированию культурной политики и отдельных культурных проектов. 

Президент Н.Назарбаев о необходимости нового подхода к проблеме развития государственного языка

Рассмотрим в этой связи проблематику функционирования казахского языка, о которой президент Н.Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация сознания, в контексте эволюционного развития в культуре, написал: «А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические. … едва не были утрачены казахский язык и культура. … Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца».

Представляется, что эти тезисы закладывают серьезную основу для формирования новых прогрессивных подходов к решению существующих ныне проблем в сфере развития государственного языка. 

Они задают три основных направления современных исследований:

1.О необходимости изучения, тщательного анализа исторических событий, социо-культурной ситуации, оказавших влияние на положение казахского языка в ХХ веке.

2.О теснейшей связи и взаимозависимости развития национального языка и национальной культуры.

3.О поддержке проектов, которые ориентированы на развитие личности и обращены к каждому индивидуально, привлекая наших соотечественников к непосредственному участию в реализации важных для страны социо-культурных проектов. 

Если бы на эти положения опиралась отечественная языковая политика, то она в скором времени решила бы задачи полноценного функционирования государственного языка в Казахстане. 

Имея значительный опыт наблюдений и изучения причин, которые и по сей день препятствуют  развитию казахского языка, я бы отметила два основных и взаимосвязанных фактора:

1.Национальный нигилизм и связанное с ним отторжение (неприятие, открыто демонстрируемая неприязнь, признание неперспективным) родного языка как следствие ассимиляторской политики, характерного для предыдущего исторического периода. 

2.Отсутствие субъектного креативного подхода к формированию языковой и культурной политики (о котором речь шла выше). 

Причем, о проблеме национального нигилизма нужно вести речь как об особо актуальном  явлении наших дней, имеющем длительное, устойчивое и пролонгирующее действие. Что, в свою очередь, свидетельствует, с одной стороны, об успешности и результативности советской культурной и языковой политики. С другой, об отсутствии альтернативы, способной преодолеть ее последствия - прочную укорененность национального нигилизма в Казахстане, несмотря на то, что развал СССР произошел более четверти века назад. 

То есть, на данном этапе задачи полноценного функционирования государственного языка в Казахстане могут быть решены только в том случае, если будет предложена программа, которая  сумеет «перевесить» результативность советской культурной политики. Будучи при этом программой гуманитарной и, естественно, исключающей широко применявшийся в СССР опыт жесточайшего репрессивного давления.   

Если же иметь в виду позитивный опыт СССР, то следовало бы ориентироваться на масштабность и доходчивость до каждого акций по искоренению безграмотности. 

«Кобланды» - наизусть» - общенациональный инновационный гуманитарный проект

Таким общенациональным инновационным гуманитарным проектом по восстановлению языкового пространства мог бы стать проект по изучению национального эпоса.

Первая презентация проекта такого типа под названием «Кобланды» - наизусть» прошла в 2009 году. Была проведена его успешная апробация, созданы методические пособия. 

«Кобланды» - наизусть» отвечает всем критериям положений, озвученных в статье президента Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация сознания», поскольку он может служить фундаментом для реализации задач восстановления, наполнения и использования «национального кода».

Соответствие целей

Цели новой культурной политики

Цели общенационального проекта

по изучению казахского эпоса 

 

Сохранение национального кода 

Восстановление пространства казахского языка,

избавление от проблем креолизации казахского языка 

Сохранение национального кода и воспитание патриотизма Знание истории и традиций народа 
Воспитание конкурентоспособной личности

Воспитание нового типа личности

(целеустремленность дисциплинированность: факторы личностного роста)

 

Культ знания

Эффективное развитие ментальных способностей 

 

Воспитание конкурентоспособной личности Развитие правополушарного мышления
Открытость сознания

Объединение многонационального народа Казахстана

на основе приоритета развития конкурентоспособной личности 

Приоритет эволюционного пути развития Следование руслу многовековой национальной традиции

Популяризация современной культуры

Казахстана за рубежом 

Создание оригинального национального бренда, ноу хау

 

 

 

При каких условиях возможна реализация общенационального проекта по типу «Кобланды» - наизусть»? – При корректной разработке принципов модернизации, о которых писал президент Н.Назарбаев в своей статье  «Взгляд в будущее: модернизация сознания» («Общественное сознание требует … выработки принципов модернизации…»). При понимании закономерностей развития культуры. При наличии доверия к предложениям профессионалов, работающих в культурной сфере. При преодолении потребительской психологии и ментальной лени.

То есть, в ситуации, когда чиновники от позиции конфронтации перейдут к позиции сотрудничества с культурой и интеллигенцией. 

01.07.2017

(Продолжение следует)

ps: Текст статьи был восстановлен 16.07.2017 в связи с техническими неполадками на сайте.

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

1874771
Сегодня
Вся статистика
692
1874771

Счетчик joomla
| Joomla