Рерих праймтайм
Автор Земфира ЕржанВсякий, кто интересуется телевидением, знает, что наиболее сложным здесь является жанр авторских программ. Их успех всецело зависит от харизмы ведущего, его профессионализма, искреннего, а не дежурного интереса к обсуждаемым темам. Солидаризуясь с небезызвестным европейским монархом, работающие на этой стезе тележурналисты могут смело констатировать: «Программа – это я!».
В Казахстане есть ряд имен, уже зарекомендовавших себя в качестве мэтров этого жанра в казахско – и русскоязычном эфире. Все они на слуху и пользуются заслуженным признанием публики. Поэтому появление в новом сезоне в сетке вещания «Хабара» передачи под названием «Поздний Рерих», если и удивило, то совсем по другому поводу. Прежде чем начинаешь понимать, что название программы связано со временем ее выхода ближе к полуночи, успеваешь призадуматься: «Поздний? Не рановато для человека зрелого, но отнюдь не пожилого, коему дано судить обо всем с высоты прожитых лет?» Впрочем, все это вполне в стиле Владимира Ахмедьяновича, позволяющего себе быть ироничным, в том числе, по отношению к себе…
Значительный опыт работы Рериха в прямом эфире и умение создавать программу «на чистовую» предопределили формат «Позднего Рериха». Передача записывается в реальном времени и выходит без купюр. О ее хронометраже («осталось столько-то минут») закадрово вещает голос режиссера, неожиданно вклинивающийся в процесс беседы в студии. Признаться, для телезрителей такие напоминания, быть может, и излишни, поскольку в нижнем правом углу постоянно мигает индикатор, посекундно отмеряющий время передачи. Подобные «фишки» нужны скорее для гостя. Но главным образом – для создания необходимой атмосферы. Очевидно, как режиссер документалист Рерих прекрасно понимает, что и в телевизионном продукте должны быть и своя интрига, и драматизм, и соответствующее случаю студийное оформление. – Последнее аскетично, построено на игре света и тени. Камера же, напротив, очень мобильна. Она фиксирует самые разные ракурсы. Особо эффектными смотрятся панорамы сверху, снятые с крана. Как приятно, что эту программу записывают в большой студии, не зажимая в тисках плоских декораций, а давая возможность самому пространству «работать» и создавать дополнительные художественные эффекты!
Но вернемся к первому из озвученных нами тезисов – присмотримся к главному герою этой программы, ее ведущему. Представляется, что успех Рериха на телевидении обусловлен тем, что он очень хорошо чувствует специфику ТВ, которое по сути является грандиозным шоу. Телевидение всегда живет в ожидании яркой индивидуальности –человека запоминающегося, стремящегося быть на виду, смелого, фрондирующего, любого – только не скучного, только не серого и, как само собой разумеющееся, – не глупого.
Рерих очень артистичен и эмоционален при работе в эфире. Ему ничуть не жаль «потратить» себя – обыграть момент мимикой, голосом или, напротив, выделить паузой. Такой образ является важнейшей частью, так сказать, телевизионного бренда Рериха.
Другой отличительной особенностью его журналистского почерка следует признать стремление рассматривать многие, казалось бы, обыденные явления, ни много – ни мало, в контексте отечественной ли, мировой ли истории, отчего они приобретают солидность, весомость, значимость. Понятно, что собеседниками Рериха в программе являются люди очень известные и неординарные. Тем не менее, порой и на их лицах, нет-нет, да и мелькнет тень невольного изумления. Ведь факты своей биографии большинство склонно считать делом сугубо личным, не соизмеряя их с масштабом исторического времени, в котором мы все пребываем.
Будучи уверена в верности наблюденного, я, к сожалению, не могу подкрепить его какой-либо мудрой сентенцией. Думается, для самого Рериха это не составило бы особого труда, потому что широте его эрудиции в этой области можно только позавидовать. – Наблюдая за работой Рериха в студии, всегда отдаешь должное уместности его цитирований, ссылок, а порой и пространных отступлений от темы.
Если же говорить о тональности высказываний ведущего, то это обычно суждения, близкие либеральным, касается ли разговор событий на Ближнем Востоке или глобального потепления. Замечу, что особое место в диалогах Рериха занимают размышления о канувшей в лету советской эпохе. Поскольку и в казахстанских СМИ, и в массовом сознании все еще не сложилась объективная оценка этого периода, высказываемые в передаче мнения об этом важны и интересны. Тем более, что в них всегда присутствует элемент художественного, образного обобщения, возможный при наличии, пусть и не очень отдаленной, исторической и культурной перспективы.
Хотелось бы надеяться, что все сказанное о Рерихе не будет воспринято ни как лесть, ни как панегирик. Я всего лишь попыталась следовать духу и этике программы «Поздний Рерих», ведущий которой всякий раз демонстрирует пример заинтересованного и уважительного отношения к своим гостям.
Статья была написана для журнала "№1 Mag" в 2011 году.
Городская средаКазахский язык в городской среде | Новые публикации на сайте |