Какая песня без ... sms
Автор Земфира Ержан
(О музыке в ТВ эфире)
Возможно, музыкальный эфир является одной из наиболее благополучных сфер нашего телевидения. – Он присутствует в сетке вещания фактически всех отечественных телеканалов, а на ведущих – ему отдан прайм тайм. Музыкальные програмы демонстрируют жанровое разнообразие, они обращены ко всем категориям зрительской аудитории: разных вкусов и поколений, казахско- и русскоязычной. К этому стоит добавить также ретрансляцию правительственных, юбилейных, эстрадных концертов и существование двух профильных каналов. Правда, складывается впечатление, что с появлением «Культуры» все прочие дружно отказались от популяризации европейской классики...
Если же говорить о наиболее модных тенденциях нынешнего сезона, то они, как и ранее, связаны с выпуском красочных состязательных шоу программ, привлекающих к участию многочиленную зрительскую аудиторию, которая может оказать поддержку понравившемуся участнику путем sms-голосования. Одной из главных их «фишек» является живое исполнение песни. («Екі жұлдыз», «Саз әлемі», «Жұлдыздар фабрикасы», «Айгөлек», «Жастар жырлайды»)
Наблюдая за развитием республиканских телеканалов, отдаешь должное полезности и действенности принципа творческой конкуренции. «Казахстан», поставив на поток «Екі жұлдыз» Динары Адам и создав таким образом новый формат популярного музыкального шоу, потеснил-таки преуспевавший все предшествующие годы в этом сегменте «Хабар». Ответом «Хабара», в борьбе за зрительское внимание, в новом сезоне стал «Саз әлемі» Баян Есентаевой.
Понятно, что эти программы не повторяют в точности друг друга, но они построены по схожим принципам (компетентное жюри оценивает выступление, зрители посылают sms) и имеют, конечно же, общую цель – способствовать развитию шоу бизнеса и, в целом, - отечественной музыкальной культуры. Вместе с тем, в «Саз әлемі» в большей мере проявлена дискуссионная составляющая. Наблюдать за этими бурными словесными баталиями крайне интересно, поскольку и проблем в современной музыке Казахстана предостаточно.
Основную интригу, как известно, предопределяет ее существование между Сциллой и Харибдой западной и традиционной культур. Не стоит далеко ходить, чтобы понять суть вопроса – стоит лишь присмотреться к телевизионному эфиру. Обозначим два его условных полюса. С одной стороны, это блоки музыкальных клипов «Xit TV», активно приобщающие местную молодежь к зарубежной поп-культуре. С другой, к примеру, программа «Жастар жырлайды» на «Хабаре», призванная популяризировать, также в среде подрастающего поколения, традиции казахских айтысов. Какой бы упрощенной и огрубленной ни казалась предлагаемая схема, стоит признать, что весь отечественный шоу бизнес существует в рамках данных координат и может быть охарактеризован в зависимости от тяготения к одной из сторон.
В чью пользу в этих условиях работает отечественное ТВ? Есть ли у нас передачи, которые могли бы достойно представлять ценности казахской музыкальной культуры? – Увы.
Программы, посвященные традиционной музыке, демонстрируются главным образом на «Казахстане». Приходится констатировать, что они уступают и по своей зрелищности, и концептуальной выстроенности всему тому, что делается, так сказать, на противоположном берегу. Видимо, их создатели и не догадываются, что они причастны к формированию современного имиджа национальной музыки, принесшей миру великие творения. Скучающие лица, дежурные вопросы аудитории, предсказуемый сценарий и оскорбительная музейная тишина там, где ее быть не должно!!! – Общеизвестно, что слушатели традиционной музыки никогда не оставались безучастными статистами, они всегда очень активно поддерживали исполнителей короткими возгласами, выказывая свою причастность к происходящему, обозначая диалогичность действия. Если уж режиссеры программ с легкостью игнорируют такую технически элементарную деталь, воссоздающую атмосферу восприятия казахской музыки, что говорить о более сложных задачах? Например, о том, как презентовать на телевидении национальные шедевры, чтобы сделать их предметом гордости современных казахстанцев. Пока же традиционная музыка срывает аплодисменты на чужой территории. Стоит прозвучать народным мелодиям в эстрадном концерте, как становится очевидной их удивительная красота и оригинальность, не подвластные ни времени, ни новомодным веяниям…
Думается, музыкальный эфир сегодня довольно точно отражает общекультурные процессы. - Победный марш глобализации расширил вкусовые горизонты, познакомил с самыми различными музыкальными тенденциями, сделав их доступными, понятными, общеупотребительными. Наименее освоенным в такой ситуации оказалось собственное музыкальное пространство, имеющее многовековые сакральные традиции. Как скоро появятся возможности для утоления этого информационного голода, зависит, в том числе, от креативности профессионалов, работающих на телевидении.
Городская средаКазахский язык в городской среде | Новые публикации на сайте |