"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Какая песня без ... sms

Автор 

 

 (О музыке в ТВ эфире) 

Возможно, музыкальный эфир является одной из наиболее благополучных сфер нашего телевидения. – Он присутствует в сетке вещания фактически всех отечественных телеканалов, а на ведущих – ему отдан прайм тайм. Музыкальные програмы  демонстрируют  жанровое разнообразие, они обращены  ко всем категориям зрительской аудитории: разных вкусов и поколений, казахско- и русскоязычной. К этому стоит добавить также ретрансляцию правительственных, юбилейных,  эстрадных концертов и существование двух профильных каналов.  Правда, складывается впечатление, что с  появлением «Культуры» все прочие дружно отказались от популяризации европейской классики... 

Если же говорить о наиболее модных тенденциях нынешнего сезона, то они, как и ранее,  связаны с выпуском красочных состязательных шоу программ, привлекающих к участию многочиленную зрительскую аудиторию, которая может оказать поддержку понравившемуся участнику путем sms-голосования. Одной из главных их «фишек» является живое исполнение песни. («Екі жұлдыз», «Саз әлемі», «Жұлдыздар фабрикасы»,  «Айгөлек», «Жастар жырлайды»)

Наблюдая за развитием республиканских телеканалов,  отдаешь должное полезности и действенности принципа творческой конкуренции. «Казахстан», поставив на поток «Екі жұлдыз» Динары Адам и создав таким образом  новый формат популярного музыкального шоу,  потеснил-таки преуспевавший все предшествующие годы в этом сегменте «Хабар».  Ответом «Хабара», в борьбе за зрительское внимание, в новом сезоне стал «Саз әлемі» Баян Есентаевой. 

Понятно, что эти программы не повторяют в точности друг друга, но  они построены по схожим принципам  (компетентное жюри оценивает выступление, зрители посылают sms) и имеют, конечно же, общую цель – способствовать развитию шоу бизнеса и, в целом, - отечественной музыкальной культуры. Вместе с тем,  в  «Саз әлемі» в большей мере проявлена дискуссионная составляющая. Наблюдать за этими бурными словесными баталиями крайне интересно, поскольку и проблем в современной музыке Казахстана предостаточно.

Основную интригу, как известно,  предопределяет ее существование между Сциллой и Харибдой западной и традиционной культур. Не стоит далеко ходить, чтобы понять суть вопроса – стоит лишь присмотреться к телевизионному эфиру. Обозначим два его условных полюса. С одной стороны,  это блоки музыкальных клипов «Xit TV», активно приобщающие местную молодежь к  зарубежной поп-культуре. С другой, к примеру,  программа «Жастар жырлайды» на «Хабаре»,  призванная популяризировать, также  в среде подрастающего поколения,  традиции казахских айтысов. Какой бы упрощенной и огрубленной ни казалась предлагаемая схема, стоит признать, что весь отечественный шоу бизнес существует в рамках данных координат и может быть охарактеризован в зависимости от тяготения к одной из сторон. 

В чью пользу в этих условиях работает отечественное ТВ?  Есть ли у нас передачи, которые могли бы достойно представлять ценности казахской музыкальной культуры? – Увы.

Программы, посвященные традиционной музыке, демонстрируются главным образом на «Казахстане». Приходится констатировать, что они уступают и по своей зрелищности, и концептуальной выстроенности всему тому, что  делается, так сказать, на противоположном берегу.  Видимо,  их создатели и не догадываются, что они причастны к формированию современного имиджа национальной музыки, принесшей миру великие творения.  Скучающие лица, дежурные вопросы аудитории, предсказуемый сценарий и оскорбительная музейная тишина там, где ее быть не должно!!! – Общеизвестно, что слушатели традиционной музыки никогда не оставались безучастными статистами, они всегда очень активно поддерживали исполнителей короткими возгласами, выказывая свою причастность к происходящему, обозначая диалогичность действия. Если уж  режиссеры программ  с легкостью игнорируют такую технически элементарную деталь, воссоздающую атмосферу восприятия казахской музыки, что говорить о более сложных задачах? Например, о том,  как  презентовать на телевидении национальные шедевры, чтобы сделать их предметом гордости современных казахстанцев.  Пока же традиционная музыка срывает аплодисменты на чужой территории. Стоит прозвучать народным мелодиям в эстрадном концерте, как становится очевидной их удивительная красота и  оригинальность, не подвластные ни времени, ни новомодным веяниям…

Думается,  музыкальный эфир сегодня довольно  точно отражает общекультурные процессы. - Победный марш глобализации расширил вкусовые горизонты, познакомил с самыми различными музыкальными тенденциями, сделав их доступными, понятными, общеупотребительными. Наименее освоенным в такой ситуации оказалось собственное музыкальное пространство, имеющее многовековые сакральные традиции. Как скоро появятся возможности для утоления этого информационного голода, зависит, в том числе,  от креативности профессионалов, работающих на телевидении. 

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

1979363
Сегодня
Вся статистика
257
1979363

Счетчик joomla
| Joomla