"Қазақ қазақпен  қазақша сөйлессін". Н.Ә.Назарбаев

 

Письмо в редакцию: Раушан Ибрагимова

В нашу редакцию поступают письма от желающих принять участие в проекте «Кобланды»-наизусть». В них нам пишут о причинах своего решения совершенствовать знания государственного языка, делятся своим видением современной языковой ситуации. Одно из писем пришло из Омска, с приглашением организовать тренинг для казахской диаспоры, проживающей в этом приграничном городе. Пишут нам люди разных возрастов и специальностей.Сегодня мы, с разрешения автора, публикуем, с небольшими сокращениями, письмо Раушан Ибрагимовой.  

Я – казашка, но я не знаю еще полноценно своего родного языка – изучаю его сейчас самостоятельно. В прошлом я преподавала немецкий язык и немного английский. И хотела бы поделиться своими мыслями касательно изучения казахского языка.На данный момент изучение казахского языка больше преподносится как необходимость СВЕРХУ, и это может  вызывать внутреннее   отторжение у тех, кому «необходимо» его изучать.   Оно вдвойне вызывает неприятие у людей других национальностей. И, я думаю, не нужно обижаться на это.  Это естественная реакция любого человека на любое даже мало- мальское  «давление».  
Делать  что-либо, в том числе и изучать язык,  не по собственной инициативе, может быть не очень приятно.   Гораздо легче спорится дело, когда оно исходит из твоего личного желания, из страсти, из любви. (…)
При изучении любого иностранного языка очень важно создать языковую  среду,  живой питательный Фон, Почву для изучения  языка.   

Дмитрий Петров, известный психолингвист, который благодаря собственной методике интенсивного обучения иностранным языкам смог сам освоить более 30 языков, предлагает  во время изучения иностранного языка вспоминать  -  какие приятные ассоциации, чувства вызывает  страна изучаемого языка. Если речь идет  об Италии, то слушатель может  вспомнить и  знаменитых итальянских певцов,  лиричные итальянские песни,  итальянскую кухню, виды городов  Италии и т.д.  И Петров предлагает  погрузиться в эти ощущения, по возможности «воссоздать» их  - например, послушать итальянские песни за бокалом итальянского вина, посмотреть итальянские фильмы. Т.е. окунуться насколько возможно в …. «итальянскую среду».

А  мы живем в Казахстане, и эта ЖИВАЯ, МНОГОГРАННАЯ, ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ КАЗАХСКАЯ СРЕДА – вокруг нас,  и просто грех не использовать все это на занятиях по казахскому языку. Когда ты можешь  прикоснуться руками к каким-то предметам быта, которые несут в себе тепло рук, сотворивших их, увидеть Красоту и Силу  древнейшего орнамента, когда ты можешь послушать народные мелодии и почувствовать в них  Гармонию Жизни,  Человека и  Природы, или пообщаться  в живую с Мастерами своего дела, то постепенно тают льдинки в твоем сердце, вместо непонимания и неприятия  приходит Радость от этого Общения.  И  этот народ, его культура становятся тебе близки  и  еще более понятны. И таким образом происходит Приятие данной культуры и этноса, и через это приятие и зарождается Любовь к этому народу. А когда любишь, то и  язык  будет намного легче впитываться, осваиваться. 

Эта СРЕДА для уроков казахского языка может  включать в себя разные формы Соприкосновения с культурой, менталитетом, бытом казахов:  Это могут быть регулярные встречи с очень интересными нашими соотечественниками, творческими людьми. Например, в Алматы живут замечательные братья кузнецы - оружейники   Кулменовы (http://www.taszhargan.info/нужна-ли-стреле-тетива/ ). Братья Кулменовы возрождают древнейшее мастерство наших предков. Сами они    Батыры  и по внешнему виду,  и по Духу!

 Как было бы людям интересно побывать в их кузнице, посмотреть, какие замечательные сабли, мечи, кольчуги  и шлемы воинов-степняков   изготавливают эти братья. Пообщаться с ними,  и Сердцем почувствовать  этих людей, То,  чем они живут, к чему стремятся. Ведь это большой, красивый, сильный  Мир, эти братья! Очень  спокойные,  с чувством собственного достоинства!!! 

И таких людей можно найти очень много в Алматы и в Казахстане в целом. Можно организовать для слушателей курсов поездки выходного дня в живописнейшие места (например, вокруг Алматы), желательно туда, где есть Хранители этих мест, или просто люди, которые очень любят, берегут эти места  и могут о них рассказать.  (исторические места, природные заповедники, святые места). 

Например, Бекен Нурмуханбетов – археолог, историк (http://yvision.kz/post/226140). Это очень молодой Сердцем Человек, чистый как ручей и большой как полноводная река!!  Сколько он может рассказать Живого на Иссыкских сакских курганах! Полчаса общения с ним исцеляют Душу, и   История нашей земли реально оживает перед тобой!!!   

Несколько лет тому назад в г.Алматы несколько молодых преподавателей (если не ошибаюсь – из Узбекистана) проводили курсы по изучению  английского языка на материале художественных фильмом. В диалогах, которые взяты из художественных фильмов на изучаемом языке, кроме речи героев, мы можем увидеть и мимику говорящих, их жесты и позы, всю ситуацию с сопровождающими ее дополнительными звуками, предметами и всем пространством, в котором развивается диалог. И таким образом можем получить намного больше информации. Если даже отключить звук, то все эти дополнительные «носители» информации могут многое нам рассказать и  подсказать. Кроме того, эмоциональные герои фильма помогают больше почувствовать язык.  

Если повторять за ними их реплики также артистично и живо, постараться выразить и чувства, которые стоят за словами героев, то эти предложения усваиваются намного легче и быстрее, т.к. мы их запоминаем не только своим мозгом, но буквально всем телом.А сколько у нас замечательных фильмом на казахском языке? Хватит не на один такой проект! Взять хотя бы такие фильмы, как «Менің атым Қожа» - сколько чистоты, искренности и доброго юмора в этом фильме!  Много там и бытовых ситуаций, которые можно гармонично вплести в свой урок. 

Или один из недавних фильмов Д.Жолжаксынова «Біржан Сал». В одном из своих интервью Досхан-ага говорил, что давно мечтал снять фильм, в котором он мог бы показать красоту нашей земли,  казахский традиций,  быта. Фильм действительно получился  очень красивый, цельный!  Из фильмов можно отбирать отдельные эпизоды к конкретным темам урока. И это оживит и обогатит еще больше занятия. 

Мне бывает трудно найти в интернете анонсы о предстоящих казахских культурных событиях (концерты (домбра, кобыз), встречи с творческими людьми  и т.д.). Возможно,  я не там ищу. Но я могу предположить, что также сложно бывает и другим русскоязычным казахам или людям других национальностей найти подобную информацию. Обычно все становится известно уже постфактум.  И поэтому можно было бы в языковых центрах сделать информационную доску объявлений (также и онлайн) с анонсами.  И заинтересовавшиеся слушатели курсов в свое свободное время могли бы посетить такие интересные мероприятия. 

Конечно, все эти идеи стары как мир. Они хорошо наработаны в преподавании европейских языков,  и я не открываю здесь Америку.Но у меня есть надежда, что может быть кому-то эти мысли помогут немного по-другому взглянуть на свои уроки, и вдохновят на новые решения!

С самыми добрыми пожеланиями, Раушан Ибрагимова

 

Городская среда

Новые публикации на сайте

Сайт Зиры Наурзбаевой Отукен

Институт языкознания

Статистика посещений

2000610
Сегодня
Вся статистика
697
2000610

Счетчик joomla
| Joomla