Городское одиночество
Автор Земфира ЕржанОбещания нового акима
Что делать горожанину, если каждый день он видит на улицах безграмотные тексты, выписанные огромными буквами на рекламных билбордах? - Писать городским властям? Пытаться привлечь к этому внимание общественности?
А если такие письма пишутся уже на протяжении 6 лет, и столько же времени эта проблема будируется в СМИ и социальных сетях, но все эти действия так и не приносят никаких результатов?
Алматы должен быть занесен в книги анти-рекордов как «выдающийся» город тотальной публичной безграмотности. Поскольку я уже давно отслеживаю тексты визуальной информации - с 2013 года - могу свидетельствовать, что порой, в ходе мониторингов, мне не удавалось найти в городском пространстве ни одного текста, который можно было бы признать написанным на грамотном казахском языке, государственном языке страны. А ведь мы сейчас говорим только о текстах на билбордах. А сколько безграмотных надписей присутствует на этикетках, сколько безграмотных текстов озвучивается в телевизионной и радиорекламе!
Самое печальное заключается в том, что в настоящем есть все условия для того, чтобы исправить подобное положение вещей. Разработан эффективный волонтерский проект, который опирается на продолжительный опыт тщательного и всестороннего изучения сложившейся ситуации, учитывает все ее особенности. (http://kieli7su.kz/index.php/cityenvmenu/232-proekt-sauatty-kala-40-dnei-dly-kazahskoi-reklamy) Для его реализации необходимо использовать, во-первых, полномочия, уже имеющиеся у городской исполнительной власти: право контроля за грамотностью текстов визуальной информации. Во-вторых, готовность гражданского общества участвовать в решении злободневных социальных проблем.
К сожалению, городские власти незаинтересованы в выстраивании каких бы то ни было диалогов, даже если такого рода обещания озвучиваются ими.
Так, недавно вступивший в должность акима Алматы Сагинтаев Б.А., заявлял, что его главная задача – «сделать Алматы современным мегаполисом», а потому ему «крайне важно знать и своевременно реагировать на все обращения и пожелания горожан». (https://www.youtube.com/watch?v=jjkIc6iU1qM ) Однако на адресованное ему Открытое письмо (http://kieli7su.kz/index.php/cityenvmenu/235-otkrytoe-pismo-akimu-g-almaty-sagintaevu) с просьбой уделить внимание проблеме безграмотности визуальной информации в городе, в городской администрации не ответили. Безрезультатными оказались попытки коммуникаций с акимом посредством социальных сетей. Ответ удалось получить только на обращение, написанное на имя нового акима и переданное в его канцелярию. Но… Но его текст практически слово в слово повторял ответ, полученный от предыдущего акима Байбека Б.К.! Его содержание вновь сводилось к тому, что акимат справляется с задачами по контролю грамотности и не нуждается в сотрудничестве с экспертным сообществом. (О реальном, крайне низком и удручающем уровне казахской грамотности в городе см. три выпуска видеопроекта «Казахская безграмотность": "Казахская безграмотность: лингвистические химеры", 1 выпуск https://www.youtube.com/watch?v=0JDSKzw3MBQ; "Казахская безграмотность: социальные химеры", 2 выпуск https://www.youtube.com/watch?v=JrJu_MvoK3o; "Қазақ сауатсыздығы: сайлау қарсаңында"/"Казахская безграмотность: накануне выборов", 3 выпуск https://www.youtube.com/watch?v=-FH-kq_Sl5U .
Что остается делать горожанину в такой ситуации? – Все традиционные возможности коммуникаций с властями уже исчерпаны. Устраивать одиночный пикет? Очевидно, что Алматы является городом, в которой исполнительная власть последовательно демонстрирует свою недоступность и закрытость для населения.
О гласе вопиющего
Рассмотрим теперь, какие проблемы современного казахстанского общества проявляются в публичной городской безграмотности.
Во-первых, речь идет о неэффективности проводимой языковой политики. В нашем случае исполнительная власть не использует механизмы, которыми наделена законодательно – контролировать грамотность городской среды.
Сегодня вся вина за ошибки в публичном пространстве ложится на акимат. Рекламные агентства приносят в городскую администрацию макеты своей продукции. Их корректность, или некорректность, должны выявляться именно здесь.
В частных разговорах работники акимата признают недостаточный уровень профессиональных компетенций специалистов, которые отвечают за то, чтобы тексты на билбордах были написаны правильно, в соответствии с правилами казахской стилистики и орфографии. В частности, ссылаются на низкие оклады такой категории сотрудников. Однако при акимате официально работает целый языковой центр, который мог бы взять на себя эти обязанности. Насколько мне известно, проверкой корректности городских надписей занимается только один сотрудник. Главным предметом его внимания является последовательность расположения текстов и размеры шрифтов. При этом от волонтерской помощи экспертного сообщества, как уже указывалось, в акимате стоически и последовательно отказываются. То есть, в целом, такого рода неэффективность проистекает из-за нежелания признать саму важность и необходимость создания грамотной городской среды. А также – непонимания того, какой огромный вред наносит безграмотная визуальная информация целям и задачам языковой политики.
Во-вторых, речь идет о безразличии общества к проблеме казахской грамотности. Я не устаю повторять, что СМИ, издающиеся на казахском языке, казахская интеллигенция, при желании, могли бы обратиться к городским властям с требованием соблюдения законодательства о языках и, скорее всего, были бы услышаны. Но они этого не делают.
В целом, большинству отечественных СМИ неинтересна тема грамотности. Мне пришлось убедиться в этом, когда я безуспешно обращалась во многие редакции с просьбой дать информацию об июльском Открытом письме акиму Сагинтаеву. На мою просьбу откликнулось только одно издание. (http://www.exclusive.kz/expertiza/daily/116365/?dt=mp )
Причин такой добровольной отстраненности от проблем городской безграмотности много. Их описание нуждается в привлечении более обширного социо-культурного контекста. Ограничимся пока лишь констатацией этого факта.
Наконец, безграмотная казахская реклама выступает наглядным индикатором аморфности современного казахстанского общества, для которого вопросы культуры являются второ – и третьестепенными. Между тем, любое прогрессивное развитие опирается, главным образом, на прочный гуманитарный фундамент, содержание которого определяет его основные цели, задачи, векторы.
Безграмотная казахская реклама указывает на неспособность нашего общества решать даже самые простые задачи, из чего следует, что нам следует расстаться с надеждами на реализацию сколько-нибудь результативных перспектив и в любой другой сфере.
Что делать горожанину, если каждый день он видит на улицах безграмотные тексты, выписанные огромными буквами на рекламных билбордах? - Писать городским властям? Пытаться привлечь к этому внимание общественности?
Увы, все эти методы в Казахстане не работают.
29 июля 2019 года.
Городская средаКазахский язык в городской среде | Новые публикации на сайте |